Размер шрифта
-
+

Силуэты театрального прошлого. И. А. Всеволожской и его время

1

К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки. М.; Пг., 1923. Т. 1. С. 302.

2

Цит. по: Дневник П. А. Валуева, министра внутренних дел. М., 1961. Т. 2. С. 42.

3

Александр Третий. Воспоминания. Дневники. Письма. СПб., 2001. С. 49.

4

Государственный архив Российской Федерации (далее ГА РФ). Ф. 677. Оп. 1. Д. 299. Л. 27.

5

Франк Б. Из неизданной переписки императора Александра III и Ни колая II с В. П. Мещерским // Современные записки. 1940. Т. 70. С. 179.

6

ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Д. 298. Л. 98 об. – 99.

7

Дневник П. А. Валуева, министра внутренних дел. С. 268.

8

Цит. по: Толмачев В. П. Александр II и его время. М., 1998. Т. 2. С. 222.

9

ГА РФ. Ф. 678. Оп. 1. Д. 732. Л. 131.

10

ГА РФ. Ф. 678. Оп. 1. Д. 732. Л. 131–132 об.

11

ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Д. 519. Л. 24.

12

Барковец О., Крылов-Толстикович А. Александр III – царь-миротворец. СПб., 2007.

13

Правительственный вестник. 1881. № 93. С. 1.

14

Александр III носил бороду, которую отрастил еще во время Русско-турецкой войны.

15

Письма К. П. Победоносцева к Александру III: в 2 т. М.; Пг., 1923. Т. 2. С. 142.

16

Александр Михайлович, великий князь. Книга воспоминаний. М., 1991. С. 53.

17

Письма К. П. Победоносцева… Т. 1. С. 54.

18

Витте С. Ю. Воспоминания: в 3 т. М., 1960. Т. 1. С. 368–369.

19

Цит. по: Александр Михайлович, великий князь… С. 144.

20

ГА РФ. Ф. 652. Оп. 1. Д. 378. Л. 105 – 105 об.

21

Гражданин. 1884. № 1. С. 3.

22

Нельзя не согласиться с мнением современного историка доктора исторических наук В. А. Твардовской: «Как и всякий народ, русский был консервативен в своей основе: тяготел к прочности, устойчивости бытия, соблюдал обычаи, чтил традиции. Такой традицией, уходящей вглубь истории, была царская власть, воспринимавшаяся в народе как некая изначальная и неотъемлемая принадлежность действительности, почти как явление природы» (Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М., 2000. С. 307).

23

Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. М., 1993. С. 127.

24

Гернет М. Н. История царской тюрьмы. М., 1961. Т. 3. С. 129.

25

Александр Михайлович, великий князь… С. 56.

26

Император Александр III. СПб., 1894. С. 90.

27

Цит. по: Поткин И. П. Индустриальное развитие дореволюционной Рос сии. М., 1994. С. 116.

28

Энциклопедический словарь / изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб., 1899. Т. 54. С. 196–197.

29

Император Александр III. С. 91.

30

Большая энциклопедия / под ред. С. Н. Южакова. СПб., 1904. Т. 16. С. 457–458.

31

Бурцев В. Л. В погоне за провокаторами. М., 1989. С. 24.

32

Первое марта 1887 года. М.; Л., 1927. С. 5.

33

Кони А. Ф. Собр. соч. М., 1966. Т. 1. С. 451.

34

Прахов А. В. Император Александр III как деятель русского художес твенного просвещения. СПб., 1903. С. 146.

35

Голос минувшего. 1917. № 5. С. 87.

36

Голос минувшего. 1917. № 5. С. 93.

37

«Быстро мне переведите!» (фр.)

38

«Мы ничего не слышали, не правда ли, мы ничего не слышали?» (фр.)

39

Мемуары графа С. Д. Шереметева. М., 2001. С. 465.

40

ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Д. 307. Л. 35.

41

Волков С. История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней. М., 2001. С. 110.

42

Цит. по: Бирюков П. И. Л. Н. Толстой. Биография: в 3 т. Берлин, 1921. Т. 3. С. 253–254.

43

Л. Ф. Достоевская об отце (Впервые переведенные главы воспоминаний) / публ. С. В. Белова; пер. с нем. Е. С. Кибардиной // Ф. М. Достоевский. Новые материалы и исследования. М., 1973. С. 307.

44

Каталог картин, принадлежавших Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу // ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Д. 1131. Опубликован в кн.: Великий князь Александр Александрович. Российский архив. М., 2002. С. 602–636.

45

Боголепов А. П. Письма императора Александра III к А. П. Боголюбову. СПб., 1900. С. 13.

46

Прахов А. В. Указ. соч. С. 152.

47

Бенуа А. Н. Мои воспоминания. М., 1990. Т. 1. С. 694–695.

48

Прахов А. В. Указ. соч. С. 149–150.

49

«Понимая, что психология передвижников – это психология оппозиционеров, Александр III выбрал по отношению к ним самую разумную линию поведения. Не размениваясь на мелкие подачки, он не жалел средств на предоставление передвижникам крупных заказов общенационального значения и на покупку их наиболее выдающихся картин», – отмечает в своей работе современный искусствовед П. Климов (Климов П. Ю. Александр III и русские художники // Император Александр III. Коллекционер и меценат. М., 2000. С. 22).

50

Прахов А. В. Указ. соч. С. 148.

51

Боткина А. П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 1995. С. 279.

52

ГА РФ. Ф. 642. Оп. 1. Д. 710. Л. 72.

53

Епанчин Н. А. На службе трех императоров. Воспоминания. М., 1996. С. 166.

54

Бенуа А. Мои воспоминания. М., 1980. Т. 1. С. 607.

55

Гурова Я. Ю. Иван Александрович Всеволожской. СПб., 2015.

56

Казовый – показной, выигрышный. (Здесь и далее, если не указано иное, коммент. Е. С. Молчановой.)

57

«Женитьба» («Совершенно невероятное событие в двух действиях») – пьеса в двух действиях Н. В. Гоголя, написанная в 1833-1835 годы. Премьера состоялась в декабре 1842 года на сцене Александринского театра в Петербурге.

58

«Простушка и воспитанная» – водевиль в одном действии Д. Т. Лен ского (переделка водевиля Л. Ф. Клервиля и Э. Милона «Margot ou les bienfaits de léducation»). Премьера состоялась в 1855 году на сцене Малого театра в Москве.

59

Возможно, имеется в виду водевиль П. С. Федорова «Хочу быть актрисой, или Двое за шестерых» (1840); премьера состоялась в июне 1840 года на сцене Александринского театра в Петербурге.

60

«Старый капрал» – драма в пяти действиях А. Ф. Деннери и Ф. Дюмануара, написанная в 1853 году. В России пьеса поставлена в переводе П. А. Каншина и В. И. Родиславского. Премьера состоялась в декабре 1860 года на сцене Малого театра в Москве.

61

Под таким названием произведение известно в русском переводе. «Вольный стрелок» (нем. Der Freischütz) – романтическая опера К. М. фон Вебера, либретто И. Ф. Кинда по одноименной новелле И. А. Апеля и Ф. Лауна. Премьера состоялась в июне 1821 года на сцене Берлинского драматического театра. В России впервые исполнена в 1823 году артистами немецкой труппы; на русской сцене (под названием «Волшебный стрелок») – в мае 1824 года в Петербурге.

62

Имеется в виду опера «Вольный с трелок» («Волшебный с трелок»; нем. Der Fre ischütz).

63

Ныне улица Лесная.

64

«Русалка» («Дева Дуная», «Днепровская русалка») – цикл опер С. И. Давыдова и К. А. Кавоса, написанных в начале XIX века на основе оперы Ф. Кауэра «Дунайская нимфа» («Дунайская русалка»; нем. Das Donauweibchen, 1790-е); русское либретто С. Н. Краснопольского.

65

Правильно: Тарабар.

66

«Ромео и Джульетта» (фр. Roméo et Juliette) – опера в пяти действиях с хоровым прологом Ш. Гуно, написанная в 1867 году; либретто Ж. Барбье и М. Карре по одноименной трагедии У. Шекспира. Премьера состоялась в апреле 1867 года на сцене Лирического театра в Париже. В России впервые представлена на итальянском языке в 1870 году (Петербург). Первая русская постановка состоялась в 1883 году на сцене Мариинского театра в Петербурге.

67

Имеется в виду Анри де Роже де Каюзак, маркиз де Ко (Henri de Roger de Cahusac, Marquess of Caux; 1826–1889).

68

Имеется в виду Федор Петрович Комиссаржевский (1838–1905).

69

Ныне набережная Кутузова.

70

Так в оригинале.

71

Капельдинер (нем. Kapelldiener) – театральный служитель, проверяющий входные билеты.

72

Колосник – решетка из брусьев в верхней части сцены для укрепления декораций.

73

Пратикабль (фр. praticable) – объемные и полуобъемные части теа тральной декорации; могут быть передвижными или неподвижными, чи сто конструктивными или декоративными.

74

Рингтеатр (Венский театр комической оперы) полностью уничтожен во время пожара 1881 года.

75

Правильно: Руссо. Возможно, имеется в виду инженер-электрик А. И. Руссо, представитель «Электрической эдисонской компании для России».

76

Дом ордена иезуитов – доходный дом, построенный в начале XIX века для членов ордена иезуитов (архитектор Л. Руска).

77

Ныне канал Грибоедова.

78

Имеется в виду пейзанский, т. е. крестьянский.

79

Правильно: канаус – плотная шелковая ткань полотняного пере плетения, из сырца или полусырца; невысокого сорта.

80

«Китайский сирота» – трагедия в трех действиях Вольтера, напи санная в 1755 году (по оригинальной китайской драме «Сирота из дома Чжао»).

81

Вапёр (фр. vapeur) – тонкий сорт муслина.

82

Крепдешин (фр. Crêpe de Chine – китайский креп) – шелковая креповая ткань с умеренным блеском.

83

Бланкарда – легкая выездная повозка на рессорах.

84

Ныне переулок Матвеева.

85

Конюшенный музей (Музеум придворных экипажей) основан в 1857 году, открыт – в 1860-м; располагался на Конюшенной площади. С 1917 года – филиал Эрмитажа, в 1926 году упразднен.

86

«Снегурочка» – опера в четырех действиях с прологом Н. А. Римского-Корсакова, написанная в 1880–1881 годах по одноименной пьесе А. Н. Островского. Премьера состоялась в феврале 1882 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.

87

Рукопись В. П. Погожева не закончена. Всего было написано 11 глав, двенадцатая только начата.

88

Капельмейстер (нем. Kapellmeister) – в XIX веке дирижер оркестра.

Страница notes