Размер шрифта
-
+

Сила архетипов: Как работа с бессознательным помогает изменить жизнь и обрести смысл - стр. 14

Переход к иной модели отношений, где ты – сам сильный и устойчивый, а твой партнер не ресурс, не внешняя опора, а некто особенный, кого искренне любишь, – непростой шаг, предполагающий построение жизни на основе совсем других ценностей и принципов, в которые, не имея собственного подобного опыта, можно только поверить.

Интересный сценарий пассивного согласия с обстоятельствами мы видим в мультипликационном фильме «Ох и Ах». С самого начала мы знакомимся с жизненной философией героев и замечаем их диаметрально противоположное отношение к жизни:

Жили рядом Ох и Ах,
Друг от друга в двух шагах.
Ах – шутник и хохотун,
Ох – отчаянный ворчун.

А затем узнаём, что у Аха дела спорятся: ведь он всегда видит, что трудности так или иначе преодолимы. Ох же боится действий. Герою кажется, что невезение – его вечный спутник, а «оханье» – неотъемлемая часть личности. Ох идентифицирует себя с этим мучительным междометием настолько, что оно стало его именем.

Мы видим, как много жизненной энергии уходит у Оха на переживания. Герой испытывает постоянную слабость, с трудом передвигается. Конечно, в таких ситуациях всегда возникает вопрос, что первично: малое количество сил и, как следствие, ощущение, что жизнь тяжела, – или же пессимизм, привычка опускать руки, что затем проецируется на все вокруг? Ох не может по-другому или не хочет? Или не знает, как это – «по-другому»? Ответ на этот вопрос – только у Оха.

Так или иначе, Ох смиренно принимает свою участь. Он живет по принципу «что есть, то есть», пока Ах не приглашает его однажды в поход, где в конечном счете происходит трансформация.

В жизни это может быть как своего рода привычкой, так и сценарием, который встречается в семьях, где представители старшего поколения сами когда-то опустили руки, а затем и своим детям стали передавать страхи, неуверенность, как бы показывая, что охать – это единственное, что остается. Такие люди могут злоупотреблять фразами наподобие «я смертельно устал», «когда же я наконец отмучаюсь», «что поделать, надо тянуть лямку», превращающие продвижение по жизни в ходьбу в свинцовых ботинках, при которой каждый шаг требует невероятного усилия.

Фильм «Осенний марафон» Георгия Данелии реалистичен и буквален, в нем нет образного языка, как, например, в сказках. Но он ярко раскрывает мотив вечно виноватого героя, который ничего не меняет.

На экране – мужчина средних лет, Андрей Бузыкин. Он разрывается между женой Ниной и любовницей Аллой. Алла хочет, чтобы у них появился ребенок, а жена измучена бытом и семейными неурядицами. Бузыкин же не готов сделать выбор: он продолжает свои тайные встречи, одновременно придумывая все новые и новые оправдания перед женой. Фильм заканчивается тем, что герой вступает в очередной цикл лжи по обоим фронтам, продолжая сюжет, в котором он вечно виноват, изворачивается и оправдывается. Женщины Бузыкина тоже несчастливы, находясь в постоянном ожидании и терпении, вперемешку со вспышками гнева. Их обманывают и отвергают, но они тоже ничего не предпринимают, надеясь, что изменится сама ситуация.

Страница 14