Швеция - стр. 6
Эпоха Реформации (1521–1611)
В период унии в Швеции не раз вспыхивали восстания – боролись сторонники и противники сохранения союза трех стран. Последний бунт, имевший характер освободительной войны, произошел в 1521 г. – именно он привел к окончательному распаду унии и послужил точкой отсчета для Реформации в Швеции.
Восстание начал Густав I Ваза (1496–1560), в самом начале своей деятельности делавший ставку на крестьянство из центральных районов Швеции. Правда, подвигнуть простой люд на бунт Густаву удалось не сразу, и он, разочарованный, отправился через заснеженные леса к норвежской границе. В это время жители провинции Даларна (именно там будущий король искал поддержку) одумались и послали вдогонку Густаву несколько лыжников, которые нагнали его у городка Сэлен (Sälen) и упросили вернуться обратно в Муру (Mora), где он и был избран главой провинции. С тех самых пор в Швеции ежегодно проводится лыжный пробег Васалоппет (Vasaloppet), в точности повторяющий маршрут, пройденный основателем современной Швеции.
Добившись назначения главным военачальником и правителем Даларны, Ваза резко изменил свою тактику, обратив внимание на знать и церковь, что позволило ему в 1523 г. стать законным королем Швеции.
Окрыленный успехом, Густав незамедлительно принялся за преобразование страны. Прежде всего он обратил внимание на церковь, чьи богатства были ему необходимы для погашения государственных долгов. Как нельзя кстати в Европе распространились идеи Мартина Лютера (1483–1546), утверждавшего, что церковь, служа местом общения человека с Богом, должна быть лишена богатства, а центральное место в ней должно отводиться проповеди. Густав Ваза, вдохновленный в точности отвечавшими его желаниям веяниями, принялся за реформы. Начались секурялизация церковных земель, закрытие монастырей. Земли раздавались дворянам, из камней разрушенных монастырей возводились дворянские усадьбы.
Густав I Ваза
Чтобы лютеранское учение как можно скорее распространилось в Швеции, Густав Ваза велел перевести Библию на шведский язык, что облегчило общение новых епископов – сторонников реформаторских идей – с простыми людьми.
Религиозные представления существовали в Швеции задолго до появления христианства, которое, к слову, пришло сюда довольно поздно. Основу скандинавской мифологии составляло поклонение многочисленной родне верховного бога войны Одина, постоянно «требовавшей» жертвоприношений. Почитая за честь смерть в битве, викинги отправлялись все в новые походы, наводя ужас на своих соседей.
Уставшие от постоянных набегов европейцы были уверены, что конец разбоям сможет положить только обращение варваров в новую веру. Для крещения язычников в Швецию в 830 г. был направлен апостол скандинавов, святой Ансгарий (801–865), француз по происхождению. Почти полтора года он проповедовал на небольшом островке Бирка, расположенном в стокгольмском архипелаге, однако его деятельность не возымела должного эффекта: несколько успешно обращенных в христианство жителей быстро вернулись к своим привычным богам и обычаям.