Швеция - стр. 42
Тем не менее теперь уже нельзя было обойтись обыкновенной поверхностной реставрацией дворца, за которую так ратовал Карл XI. Его внук, пятнадцатилетний Карл XII, был любителем роскоши, считавшим, что Стокгольм должен превратиться в величественную столицу с замком, которому бы позавидовали все европейские монархи. Архитекторы, уже давно жаждавшие перемен, тотчас приступили к работе, однако страсть Карла XII к военным походам оставила Швецию в нищете, а замок, соответственно, – практически в развалинах, словно горькое напоминание о былом величии рухнувшей империи. В XVIII в., когда работы были возобновлены, в моде был уже новый стиль – рококо. Затянувшееся почти на столетие строительство привело к тому, что сегодня прогулка по королевскому дворцу представляется не чем иным, как променадом сквозь века, в ходе которого турист может ознакомиться с различными стилистическими устремлениями эпох: перед глазами предстает величественный замок в стиле итальянского ренессанса и барокко, ни одно крыло которого не похоже на другое, хотя на первый взгляд дворец кажется идеально выраженным симметричным строением. Симметричным Тре крунур не удалось сделать лишь по одной причине: на пути стоял стокгольмский собор Стурчюркан (Storkyrkan), который архитекторы сначала хотели снести, но из-за нехватки денег отказались от этой затеи.
Королевский дворец в Стокгольме
Первоначально планировалось разделить новое королевское жилище на две половины: женскую и мужскую. Следы таких задумок прослеживаются даже сегодня: в восточном крыле находились комнаты королевы и принцессы, а также придворная церковь (где и сейчас можно видеть сохранившиеся со времен Тре крунур арочные своды) и библиотека (было задумано и помещение под театр, однако его так и не успели построить). Западное же крыло, соответственно, предназначалось для короля и принцев, а потому здесь располагались помещения для сбора правительства, департамента и органов государственной власти, которые традиционно находились вблизи монарха.
При проектировании и возведении дворца архитекторы черпали вдохновение прежде всего во Франции. К примеру, к созданию роскошного зала Карла XI длиной 47 м (где до сих пор накрывают стол на 150 персон по случаю званых королевских обедов) подтолкнула Зеркальная галерея Версаля. Правда, в нынешнем шведском зале зеркала скрыты стендами, на которых расположены различные предметы домашнего обихода монархов: стеклянная посуда, произведенная первым в Швеции стекольным заводом, сервизы из янтаря, небольшие, но ценные вещицы из слоновой кости.