Размер шрифта
-
+

Штирлиц без грима. Семнадцать мгновений вранья - стр. 8

Есть два варианта ответа на этот вопрос. И все они не в пользу создателей «Семнадцати мгновений весны».

Первый, да могло, если дело происходило в годы «холодной войны». Хотя процедура в деталях отличалась от той, что продемонстрирована в фильме. Женский голос монотонно зачитывал группы цифр. Агент, сидя у радиоприемника, их записывал. А потом расшифровывал.

Второй, нет, не могло, так как советская разведка в годы Великой Отечественной войны использовала не голосовой, а тоновый режим передачи сообщений (с помощью азбуки Морзе).

По утверждению генерал-майора в отставке Ивана Петрова:

«Для ведения радиосвязи в военной разведке на расстояние до 2500 км во время войны применялись радиостанция „Тензор“ и передатчик „Джек“. „Тензор“ – малогабаритная, переносная, трехблочная радиостанция с питанием от сети переменного тока, весом 7 кг и мощностью передатчика 45 Вт. Передатчик „Джек“ имел мощность до 50 Вт, состоял из двух блоков общим весом порядка 10 кг, питание от сети переменного тока».

Обе радиостанции работали с использованием телеграфного ключа, применяя азбуку Морзе19.

Допустим, что для чекиста сделали исключение. Непонятно, правда, зачем нужно было заставлять советского разведчика слушать «Московское радио»? Если следовать логике сюжета, то что бы он получить новое задание и начал действовать. При этом мало кто задумывается, что регулярное прослушивание «Московского радио» ставила Штирлица на грань «провала». Ведь гестапо могло установить в его доме аппаратуру для аудиоконтроля за всем происходящим в помещение. Ведь в начале фильма Штирлиц попал под подозрение гестапо.

Кругом одни шпионы

Голос за кадром: советские танки достигли границ Германии. Но в кадре в это время отнюдь не танки, а самоходные артиллерийские установки (САУ): тоже с пушками и на гусеничном ходу, но это всё же не танки.

Вторая серия

Нацистские «Митрофанушки»

Голос Ефима Копеляна за кадром читает личное дело Йозефа Геббельса: «Образование среднее». Наверно главный пропагандист Третьего Рейха был талантливым гимназистом, если сумел в 1922 году защитить диссертацию «Вильгельм фон Шютц как драматург. К вопросу об истории драмы романтической школы» и получить степень доктора философии Гейдельбергского университета. А до этого, с 1917 по 1921 год, сыну бухгалтера пришлось прослушать курсы лекций во Фрейбургском, Боннском, Вюрцбургском, Кельнском и Мюнхенском университетах20.

Пикантная подробность из его биографии. В 1924 году он требовал исключить из НСДАП самого… Адольфа Гитлера. Хотя через год, после личного знакомства с Фюрером, кардинально изменил свою точку зрения.

Страница 8