Штирлиц без грима. Семнадцать мгновений вранья - стр. 17
С режиссерской и операторской точки зрения все снято великолепно. А вот с позиции здравого смысла – нет. Можно назвать две нестыковки.
Первая, когда контуженый ефрейтор (актер Олег Федоров) завел Кэт с детьми в подвал полуразрушенного дома, а сам пошел ждать автобус. Он явно не знал одной из особенностей немецкого общественного транспорта – он ходит по расписанию. Может быть, в годы войны это не всегда удавалось, но зачем тогда на автобусной остановке выстроилась очередь. Военнослужащему было достаточно подойти к этим людям и спросить, когда будет автобус.
Вместо этого он терпеливо высматривал его из-за угла. Интересно, а что он собирался действовать, когда автобус подъедет? Бежать сразу за Кэт, так они не успеют. Попросить водителя подождать минут пять, пока он сбегает за женой и детьми, но такое странное поведение могло лишь насторожить водителя. Ответа на этот вопрос мы не узнаем, беднягу пристрелили.
Вторая нестыковка – это стрельба около автобусной остановки.
Смысл его поступка объясним только с позиции авторов – Штирлицу было бы крайне сложно переправить через границу случайного свидетеля. Да и Центр активно противился бы этой идее. Им то контуженный немецкий солдат точно был не нужен. А бросать на произвол судьбы в Берлине – это верный «провал». Выход был один – бедняга должен умереть. Заодно и постреляли. Шпионский фильм все-таки!
Однако если следовать обычной логике, то ефрейтор, заметив полицейские автомобили, должен был спрятаться в подвале. Даже если бы произошло чудо, и он перестрелял всех полицейских, то через несколько минут район был бы оцеплен, и искали бы радистку не несколько человек, а, как минимум, рота. А что еще остается делать, когда контуженый фронтовик устраивает стрельбу в центре столицы Третьего Рейха. Это в начале девяностых годов прошлого века стрельба в центре Москвы никого не удивляла, а в 1945 году это воспринималось как ЧП. Не важно, где оно произошло в СССР или Германии.
Одиннадцатая серия
Не спящие в Берлине
В 5 часов утра у Штирлица встреча с Мартином Борманом. Вряд ли они беседовали больше часа – если конечно, не ударились в откровения или в воспоминания. Конечно, последний может часами поносить Гиммлера, Кальтенбруннера, Риббентропа и особенно Геббельса и радуется каждому новому слушателю, но разумнее предположить, что в 6 утра Штирлиц уже находится в своем особнячке и беседовал с Генрихом Мюллером. Сколько может длиться это душевное общение двух скрытных людей, разбавленное двух- или трехкратным прослушиванием магнитофонной записи беседы Штирлица с Борманом? Часа два не больше. Значит, Кэт позвонила в 8 часов утра, если не раньше. А до этого она еще гуляла по безлюдному Берлину и пыталась попасть в закрытое метро. На календаре начало марта, а в городе уже светло