Размер шрифта
-
+

Штетлы Беларуси - стр. 4


Местечко как потребитель культурных ценностей евреями


Праздник Пурим у Евреев. Фото из источника: http://parashutov.livejournal.com/206605.html


Местечкам уже не отводилась роль создателей культурных еврейских ценностей, они стали потребителями новой, навязанной им культуры. Молодежью, пионерами и комсомольцами а также частью взрослых людей новая культура не всегда с радостью, но все же потреблялась.

Советские песни на русском пелись, особенно еврейской молодежью. Велась борьба со стороны властей со старой песенной культурой на идише. Но она все же оставалась жить в семьях.

Конечно, советские новые песни пробирались в массы. Евреи, как и представители других национальностей, должны были праздновать советские праздники (День первомая, например), принимать участие в мероприятиях, связанных с солидарностью, с призывом в армию, с Днем молодежи и т. д. Нужно было присутствовать на митингах и торжественных собраниях, а также считаться, несомненно, со сталинским культом. Иначе не должно было быть в тоталитарном государстве.

Может ко-то из евреев и верил в светлое коммунистическое будущее. Однако все же в основном еврейское население беларуских местечек не забывало о своих традиционных еврейских праздниках, таких как Песах, Пурим, Рош Хашана, и о своем родном языке идише, и предпочитало их праздникам советским.

1.4 Изменения в беларуских местечках. Сохранение культуры на идише в местечках

Изменения в беларуских местечках


Местечко Желудок. Фото из источника: http://www.velvet.by/shopwindow/svobodnoe-vremya/puteshestviya/takoe-krasivoe-slovo-mestechko


В Беларуси с 1920-х годов (с их начала) происходило закрытие хедеров, иешив, синагог. Уже 1918-м году Государственным комитетом по просвещению был издан приказ, согласно которому запрещены были занятия в еврейских хедерах. В 1921-м году имело место подтверждение данного приказа и немного позже, в этом же году в соответствии со специально изданным приказом деятельность иешив и хедеров была запрещена. Учителей хедеров в Мозыре, Полоцке и в иных местах судили.

В 1922-м году, согласно правительственному указу о закрытии хедеров, их стали беспромедлительно закрывать, а их учителей осуждать.

Многие евреи в беларуских местечках не стремились к изменению своего жизненного уклада, хотя их можно было с первого взгляда принять за законопослушных граждан. В общинах тайно производился сбор денег для того, чтобы помогать учителям иешив и хедеров, которые подпольно продолжали заниматься обучением детей несмотря на запреты властей.

В Беларуси оставались наиболее крупные иешивы. В Минске, к примеру, до 1937-го года проходила работа двух иешив на 115 человек-слушателей. Проведение работы двух иешив имело место в Витебске. Осуществлялась работа в учебных группах в таких городах как Бобруйск, Гомель, Могилев, Полоцк, Слуцк и др.

Страница 4