Размер шрифта
-
+

Штетл Мир и евреи. История, холокост, наши дни - стр. 8


Мир послевоенный


Фото из источника: Мирский замок, Беларусь: история и мои приключения. https://club-hotels.ru/otzyvy-turistov/73558–mirskii-zamok-belarys-istoriia-i-moi-priklucheniia


Когда война завершилась, возрождения еврейской жизни в Мире не произошло. Иешива стала использоваться как здание учебного комбината сельскохозяйственных механизаторов, «холодную» синагогу превратили в местную почту. Синагога «теплая» оказалась пустой и заброшенной.

На площади, которую называли раньше Рыночной, остались еврейские дома-каменицы, но их осталось всего несколько, об остальных напоминал лишь ряд сохранившихся крылечек, ступенек ведущих, собственно, в никуда…

Сегодня беларуский Мир считается городским поселком в Гродненской области (Кареличский район). Жителей в нем примерно 2,6 тысяч. На еврейское прошлое до последнего времени практически не обращалось внимания. Относительно недавно стали обеспечивать уход за еврейским кладбищем, бывшей «теплой» синагогой и сохранившимися домами на Рыночной площади.

В некоторых местах, где прежде проживали евреи, произошло размещение магазинов и кафе. Хорошо было бы, если бы евреи в эти места вернулись. Когда-нибудь…

Известные евреи Мира

Известные евреи Мира [1]:

«Мелцер Исер Залман (1870—1953), крупный раввин, глава иешивы и галахический авторитет в Белоруссии и в Палестине

Рабинович, Михл Ицхак ((1948—1879) – израильский писатель и журналист

Шазар Залман (1889—1974) – третий президент Израиля».

Шломо (Соломон) Маймон – величайший еврейский философ, рожденный в Суковыборге, находившемся близ Мира, закончивший в Мире еврейскую школу. Им была подготовлена и издана книга «Автобиография», о которой написано в ежемесячной газете Еврейская панорама следующее [4]:


Шломо (Соломон) Маймон. Источник: http://www.ejwiki.org/wiki/Файл:12579_L.jpg


«Исследователи утверждают: эта книга, написанная по-немецки и впервые изданная при жизни автора в Берлине в 1792 г., уникальна. Подобных ей в мемуарной литературе Европы XVIII в., говорят, не найти. Несмотря даже на то, что сочинения такого рода люди осьмнадцатого столетия – их очень интересовало становление личности и формирование ее собственными усилиями – и писали, и читали во множестве. Конечно, читателю вспомнится и неминуемый Жан-Жак Руссо с его „Исповедью“ (и справедливо: „Исповедь“, образец для многих автобиографий, стала таковым и для Маймона), и Михайло Ломоносов, ушедший из Холмогор в Москву за знаниями почти в том же возрасте (и даже примерно в то же время – чуть раньше), что и молодой талмудист Шломо бен Иехошуа, который покинул родной Суковыборг близ города Мир в Великом княжестве Литовском ради того, чтобы стать свободным философом. Как и Ломоносову, задуманное ему блестяще удалось. Соломон Маймон (1753—1800) добрался до Берлина, стал сподвижником Фихте и Канта и оставил внушительное философское наследие. Притом философом он был не немецким, а именно еврейским. Маймон – его литературный псевдоним, взятый в честь Моисея Маймонида – Моше бен Маймона. Но эта его книга, не менее важная, чем ученые труды, – даже не о философии главным образом. Она о том, как человек сумел преодолеть все неблагоприятные обстоятельства (мы ведь помним, что Солт Уиттмайер Барон считал основной чертой еврейского характера?) и вопреки им создать из себя выдающуюся личность. Интересна и культурная ситуация, в которой это происходило: как раз на время Маймона пришлось вызревание крупнейшего раскола среди европейского еврейства – формирование, с одной стороны, новой религиозной силы, хасидизма, с другой – нарастание интереса части еврейского общества к просвещению – Гаскале. Кстати, книга – важнейший источник для изучения быта и нравов евреев Восточной Европы того времени. Соломон Маймон. Автобиография / Перевод с немецкого. – М.: Книжники, 2016. – 348 [4] с. – (Наследие Соломона Маймона.)»

Страница 8