Шри Ауробиндо. Письма о Йоге – IV - стр. 36
Если человек ощущает людей близкими себе, а Божественное далеким и ищет Божественное через служение человеческим существам и любовь к ним, а не через непосредственное служение и любовь к Божественному, то тогда он следует ложному принципу, так как этот принцип принадлежит ментальной, витальной и моральной, а не духовной жизни.
[Любовь к Божественному, пребывающему во всех существах, и постоянное восприятие Его действий во всем сущем и полное согласие с ними.] Эта позиция вполне подходит для обычной Карма-йоги, которая ставит своей целью единение с космическим духом и не идет дальше Верховного Разума, но здесь, в ашраме, необходимо осуществить работу особого рода и достичь новой реализации не только для нас самих, но и для всей земли. Мы должны оставаться в стороне от остального мира, отделив себя от обычного сознания, для того чтобы низвести на землю новое сознание.
Не то чтобы любовь ко всем не являлась частью этой садханы, но она не должна сразу же принимать форму активного общения со всеми; она может выражаться только во всеобъемлющей и, если необходимо, в деятельной доброжелательности по отношению ко всем; что же касается остального, то главной сферой ее проявления должна стать эта работа по низведению вниз высшего сознания со всеми вытекающими последствиями для земли. Если говорить о согласии с деятельностью Божественного во всем сущем, то подобная позиция также необходима и в нашей работе, в том смысле, что мы должны видеть Его действия даже за нашей борьбой и нашими трудностями, но при этом нам не следует соглашаться с нынешним состоянием человеческой природы и мира; наша цель – двигаться в направлении более высокой, божественной деятельности, по сравнению с той, что сейчас осуществляется на земле, деятельности, которая заменит нынешнее проявление чем-то более великим и счастливым. На это также направлена и работа Божественной Любви.
Что касается нашей позиции, то мы считаем обычную жизнь Майей, но не в том смысле, что это иллюзия, так как эта жизнь существует и совершенно реальна, а потому, что она представляет собой воплощение Неведения, нечто, основанное на том, что с духовной точки зрения является ложью. Поэтому вполне логично избегать ее или, раз уж мы вынуждены иметь с ней какое-то взаимодействие, по возможности свести ее к минимуму, сохранив лишь настолько, насколько это может быть полезным для осуществления нашей цели. Мы должны превратить жизнь, основанную на лжи, в духовную истину, перейти от жизни в Неведении к жизни в духовном знании. Но до тех пор, пока нам не удастся этого достичь в нас самих, лучше держаться в стороне от жизни мира, погруженного в Неведение, – иначе наш медленно разгорающийся огонь, скорее всего, будет затоплен океанами тьмы, окружающими его со всех сторон. Даже в нынешней ситуации наши усилия сталкиваются с достаточно серьезными трудностями, но если бы мы не изолировали себя, наша работа была бы в десятки раз труднее.