Размер шрифта
-
+

Шри Ауробиндо. Биография. Глоссарий

1

Набоб – служащий британской администрации (прим. ред.).

2

Заминдар – землевладелец (прим. ред.).

3

Имя Ауробиндо (на санскрите произносится как «Аравинд») в те дни было совершенно необычным: оно означает «лотос», что на языке оккультизма значит «Божественное Сознание».

4

Неисповедимы дороги судьбы! Из всех индийских провинций именно Бенгалия находилась под наибольшим влиянием английской системы образования и культуры; и именно молодые бенгальцы первыми познали западный образ жизни, приняв его с пылкостью неофитов, нетерпеливо отбросив традиции и культуру своих предков. Иименно бенгалец позднее первым испытает на себе всю горечь разочарования и убивающей душу ограниченности чужой культуры и чужого образа жизни. Но к вящей славе Бенгалии нужно сказать, что за сравнительно короткий период своего Возрождения она произвела на свет плеяду выдающихся личностей: литераторов, лидеров реформаторского движения, гигантов духа, пламенных патриотов (назовем хотя бы нескольких из них – Раджа Раммохан Рой, Ишвара Чандра Видьясагар, Банкин Чандра, Раджнарайан Бос, Шри Рамакришна, Свами Вивекананда), заслуги которых в возрождении национальных ценностей индийского культурного наследия трудно переоценить.

5

Пурани. Жизнь Шри Ауробиндо, стр. 5.

6

Пурани. Вечерние беседы, 2-е изд., стр. 164.

7

Шри Ауробиндо. О себе, стр. 1.

8

Еще совсем мальчиком я страшно полюбил «Восстание Ислама» Шелли и перечитывал его вновь и вновь, конечно, многого не понимая. Очевидно, оно затрагивало какие-то глубинные стороны моей души. Из всего прочитанного я сделал один вывод: свою жизнь я должен посвятить столь же революционным преобразованиям мира, лично принимая в них участие. (Пурани. Вечерние беседы, 2-е изд., стр. 166).

9

Много позже, когда он жил в Бароде, эти стихи были собраны и изданы отдельной книгой под названием «Песни к Миртилле».

10

Опровергая слухи о том, что он был обращен в христианство, Шри Ауробиндо позже заметил: «Однажды, когда мы жили в Англии, в Камберленде состоялось собрание свещенников-нонконформистов. Пожилая леди – госпожа Дрюитт, в доме которой мы жили, взяла меня с собой. После того как закончилась служба, почти все собравшиеся разошлись, и лишь несколько самых набожных прихожан задержались; вот тогда-то и совершилось обращение. Я ничего, кроме скуки, не испытывал. Потом ко мне обратился священник, о чем-то меня спрашивая. Я ни слова не ответил. И вдруг все вокруг зашумели: «Он спасен, он спасен!», начали молиться за меня и возносить хвалу Господу. Я не мог ничего понять. Тогда ко мне снова обратился священник, попросив меня прочесть молитву. Молиться я не привык, но кое-как мне удалось это сделать – примерно так дети, приличия ради, наскоро проговаривают молитву перед сном. Вот и все, что тогда произошло. Я редко бывал в церкви. В то время мне исполнилось десять лет». (Пурани. Вечерние беседы, 2-е изд., стр. 165).

11

Пурани. Жизнь Шри Ауробиндо, стр. 59.

12

Ниродбаран. Беседы со Шри Ауробиндо, стр. 192.

13

Пурани. Жизнь Шри Ауробиндо, стр. 36

14

Ниродбаран. Беседы со Шри Ауробиндо, стр. 191.

15

Шри Ауробиндо. О себе, стр. 2.

16

То есть стипендию, которая назначается после сдачи экзаменов повышенной сложности (прим. пер.).

17

Пурани. Жизнь Шри Ауробиндо, стр. 22.

18

Пурани. Жизнь Шри Ауробиндо, стр. 23.

19

Для своего отца Ауробиндо был просто «Ара»; племянницы и прочие звали его «Арада»; в школе и в английском колледже он был «Арвинда Акройд Гхош». Товарищи по партийной борьбе обращались к нему «Бабу»; в группе Датта – «Шеф». Свои революционные послания он подписывал именем «Кали». Первая книга, написанная им в Пондичери («Йогическая Садхана»), вышла под именем «Уттара Йогин».

До того как он стал обладать сиддхи, близкие ему люди называли его «А.Г.». Так же подписаны его первые публикации в ежемесячном журнале «Арья».

В Пондичери местные жители называли его «Бабу». Вначале имя его произносили по-разному: «Арвинд Гхош», «Арабиндо Гхош» и так далее. В последствии имя Гхош отпало, произношение установилось, и всему миру он стал известен уже под именем «Шри Ауробиндо». (Нарайан Прасад. Жизнь в Ашраме Шри Ауробиндо, стр. 356).

Что касается имени «Арвинд Акройд Гхош», то некоторое удивление может вызвать наличие в нем английской составляющей. На церемонии наречения ребенка присутствовала некая мисс Аннет Акройд, которая, по просьбе доктора Кришны Дхана, дала ребенку имя своего отца в качестве имени крестного. Однако, повзрослев, Шри Ауробиндо опустил имя Акройд и никогда больше им не пользовался.

20

Надежды доктора Гхоша на блестящую административную карьеру сына не оправдались, однако предчувствия его скорой смерти сбылись: он не дожил до возвращения домой любимого Ары.

21

Цитируется по официальным документам, вошедшим в сборник М.Н.Даса «Индия времен Минто и Морли».

22

Шри Ауробиндо. О себе, стр. 3.

23

Пурани. Жизнь Шри Ауробиндо, стр. 40–41.

24

Здесь: неофициальное мнение (прим. пер).

25

Пурани. Жизнь Шри Ауробиндо, стр. 33.

26

Пурани. Вечерние беседы, 3-е изд., стр. 136.

Позднее правительство Индии сделало ошибочный вывод, что именно недовольство Ауробиндо тем, что его не взяли на работу в ИГС, обратило его против правящих кругов. Вот что писал вице-губернатор Фрейзер лорду Минто в конфиденциальном сообщении номер 239 от 19 мая 1908 года: «Он отдал этому (ИГС) часть своей жизни, несколько лет проучился в Англии, потратил огромную сумму денег и с головой погрузился в учебу. Человек он легко возбудимый и уязвимый. Можно лишь глубоко сожалеть о недостатке сочувствия и понимания, которые привели к приказу о его отчислении из-за неудачи в верховой езде».

27

Шри Ауробиндо. О себе, стр. 4.

28

Пурани. Вечерние беседы. 2–е изд., стр. 166.

29

Шри Ауробиндо. О себе, стр. 7.

30

Пурани. Жизнеописание, стр. 47.

31

Шри Ауробиндо. О себе, стр. 50.

32

Пурани. Вечерние беседы. З-е изд., с. 36.

33

В феврале 1893 года, когда он только поступил на службу, Шри Ауробиндо получал 200 рупий в месяц, а четырнадцатью годами позже, к моменту ухода из колледжа, в июне 1907 года он получал уже около 750 рупий.

34

Ниродбаран. Беседа «Шри Ауробиндо – прекрасный человек». См.: «Мать Индия», август 1970, с. 408.

35

Шри Ауробиндо. «О себе», с. 19.

36

Старший брат Шри Ауробиндо, Моно Мохан Гхош, тоже стал членом этого тайного общества, но позже отказался от своего решения. Однажды он написал своему другу: «Что до меня, то я намерен оставить политику и никогда больше ею не заниматься… Я не могу помочь своей стране в ее несчастии, она пойдет тем путем, который ей предначертан, каким бы он ни был, а я, и вправду, мало чем могу ей помочь. Я же намерен всецело посвятить себя поэзии». (Пурани. Жизнь Шри Ауробиндо, с. 37). Так он и поступил, став вскоре выдающимся профессором английского языка и литературы в Президентском колледже Калькутты.

37

«Письма к Мриналини» (датировано 30 августа 1905 г.) – полностью письмо будет воспроизведено в книге далее.

38

«Слова эти использованы не в духе сказки об Алладине, они должны были пролить новый свет, взамен старому и слабому реформистскому свету Конгресса» (Шри Ауробиндо. О себе, с.13).

39

Пурани. Жизнь Шри Ауробиндо, с. 48–49.

40

Здесь слово «англо-индийцы», очевидно, относится к британским правящим классам в Индии.

41

Не нужно забывать, что в то время, т. е. в 1893-94 годах, когда прозвучали эти обвинения, при всей основной справедливости их, Конгресс пребывал еще в «младенческом» возрасте, насчитывая менее десяти лет с момента создания. Лидерами Конгресса были известные в стране патриоты, которые, хотя и грешили «умеренными» взглядами, были все же на голову выше многих сегодняшних политиков, жаждущих власти и славы. Сам Шри Ауробиндо однажды заметил, что для того, чтобы эффективно организовать революционное движение, ему потребуется около 30 лет. Если это так, то попытки молодых националистов перехватить инициативу в Конгрессе и превратить его в воинствующую революционную организацию выглядят поспешными и безрассудными. И все же позже страна прошла через революционную фазу! Что послужило исторической необходимостью для этого? Возможно, по воле провидения это бесстрашное движение, которое, как заметил Шри Ауробиндо, представляло собой остаточное явление предшествовавшего ему движения, и должно было неизбежно появиться на политической арене, даже если сама идея была заранее обречена на провал. Ибо на пепелище старого возрождается новое движение, не слишком умеренное, но и не слишком воинственное, движимое теми силами, которые гарантируют ему успех. Пробил Час Бога, когда определенные движения, вызванные исторической необходимостью, не получив поддержки, прекратили свое существование, с тем чтобы последующее движение, даже если оно и зародится в неблагоприятных условиях, обрело полную, свободную от оков силу.

42

Спустя несколько лет Шри Ауробиндо предоставилась возможность встретиться в Бомбее с Махадевом Говиндой Ранаде. Последний с нетерпением ожидал встречи с умным юношей, владеющим столь страстным и сильным стилем. Во время интервью Ранаде постарался убедить Ауробиндо в правоте своего образа мыслей и предложил ему взяться за конструктивную работу, например за реформацию тюрем! Шри Ауробиндо подобный совет особого удовольствия не доставил, и когда в поздние годы он попал в тюрьму, то с известной долей иронии написал, что начал тюремные реформы «изнутри».

43

Пурани. Вечерние беседы. 3-е изд., с. 36.

44

Шри Ауробиндо. О себе, с.1.

45

Читателю будет небезынтересно прочесть следующий отрывок из статьи Банкима Чандры, впервые опубликованной в газете «Бенгали» в 1873 году под заголовком «Расовая вражда»: «Если взять любую английскую газету, выходящую в Индии (т. е. газету, которую издают англичане), мы обязательно обнаружим в ней то или иное оскорбление в адрес местных жителей, несправедливое очернительство. Заглянув же в газеты бенгальские, почувствуем в них не менее откровенную злобу против всего английского и обвинения в адрес англичан. В любой индийской газете присутствует несправедливая критика англичан, в любой английской – столь же несправедливые обвинения в адрес индийцев. Так происходит уже много лет, ничего нового тут нет. Подобным же образом ведется и диалог в обществе.

Пока будут длиться отношения «завоеватель – завоеванный» между англичанами и индийцами, пока, даже в нашем нынешнем печальном положении, мы будем помнить о своей былой национальной славе, нельзя даже надеяться на уменьшение национальной вражды. И я искренне хочу, чтобы эта расовая вражда – пока мы будем оставаться низшей расой по отношению к англичанам – столь же сильно воздействовала на нас, как и сейчас! В конце концов, расовая вражда и соревнование идут бок о бок, и именно эта вражда заставляет нас предпринимать усилия, чтобы достойно соперничать с англичанами. Будь мы обласканы и изнежены ими, мы не были бы столь упорны, как сейчас, под градом оскорблений и насмешек, поскольку не были бы достаточно закалены. Соперничество возможно только с противником, а не с соратником. Всякое поражение стимулирует побежденного к прогрессу, а победа порождает праздность». (Из «Континента Цирцеи» Нирада С.Чаудхури, с. 94).

46

Эти откровенные статьи позже были собраны в один том, озаглавленный «Банким Чандра Чаттерджи», который выпущен в свет Ашрамом Шри Ауробиндо в Пондичери.

47

Шри Ауробиндо. О себе, с. 7.

48

Бюллетень Международного просветительского центра Шри Ауробиндо, ноябрь 1960, с. 148.

49

Деогхар, кстати, прекрасный курорт и известное место, куда стекались индусыпаломники, представлял собой небольшой захолустный городок примерно в 200 милях от Калькутты.

50

Седжда (бенг.) – «рожденный третьим» (прим. ред.).

51

Пурани, Жизнь Шри Ауробиндо, с. 52.

52

Там же, с. 53.

53

Там же, с. 58.

54

Первый случай, как мы уже говорили, произошел в Бомбейском порту Аполло, когда на него снизошел духовный Покой.

55

Бюллетень Международного просветительского центра Шри Ауробиндо, ноябрь 1960 г., с.156.

56

Пурвашрама (букв.) – «до Ашрама» – стадия жизни, предшествующая Ашраму.

57

Из выступления д-ра Редди в зале Совета университета в Андхре 11 декабря 1948 г.

58

Пурани. Жизнь Шри Ауробиндо, с. 58–59.

59

Там же, с. 73.

60

Слова Динендры Кумар Роя из работы «Об Ауробиндо», цитируемые Шиширом Кумар Митрой в его «Освободителе», с. 50.

61

Бюллетень Международного просветительского центра Шри Ауробиндо, апрель 1961 г.

62

И вправду, Шри Ауробиндо как-то признался: «Чувство злости было мне незнакомо».

63

Пурани. Жизнь Шри Ауробиндо, с. 73.

64

Там же, с. 56.

65

Ниродбаран. Переписка со Шри Ауробиндо (изд. 1969 г.), с.199.

66

Там же, с. 199.

67

Джузеппе Мадзини (1805–1872), активный участник революции 1848-49 гг. в Италии. Возглавил правительство Римской республики в 1849 г.

68

Шри Ауробиндо. О себе, с. 20.

«Англичане, за исключением некоторых автократов, таких, как Керзон, отличаются конституционным складом ума. Они будут яростно противостоять попыткам вышвырнуть их из страны, но не станут возражать, если их вытеснять постепенно, как в Доминионах» (Ниродбаран. Беседы, с. 357).

69

«В то время военная организация великих империй и их военная техника не были еще столь мощными и несокрушимыми, какими они стали сегодня; основным оружием была винтовка, воздушные силы находились еще в зачаточном состоянии, а артиллерия не обрела еще той разрушительной мощи, как это было позже». («О себе», с. 21).

70

Шри Ауробиндо. О себе, с. 18.

71

Там же, с. 44. Приведем примеры образа мыслей «умеренных»: «Хорошо это или плохо, но наши судьбы связаны сегодня с судьбами англичан, и Конгресс открыто признает, что каких бы улучшений мы ни искали, они должны быть внутри самой империи» (Гокхейл).

«Я неисправим, я убежденный оптимист как Махадев Говинда Ранад. Я верю в божественное предначертание, осуществляемое через посредничество людей… Моя непоколебимая верность (Короне) основана на прочной надежде и терпении… Я принимаю британское правление… как руководство столь прекрасное… что было бы по-просту глупо воспринимать его иначе, чем проявление божественной воли» (Ферозешах Мехта).

«Моя вера в английский характер незыблема. Англичане – законопослушные, справедливые люди. Продолжайте практиковать «умеренность», верность британскому правлению и патриотизм по отношению к нашей стране». – Дадабхаи Наорджи (Речь председательствующего на Конгрессе в Лахоре, 1893).

(Проводится по материалам Бюллетеня Международного просветительского центра Шри Ауробиндо, Ноябрь 1961 г., с. 36).

72

Там же.

73

Среди друзей Шри Ауробиндо в Бароде были Кхаширао Джадхав, его младший брат лейтенант Мадхаврао Джадхав, Бапухаи Маджумдар, Фадке, Мангеш Колашкар, К. Дж. Дешпанде и др. (К. Дж. Дешпанде оставил пост редактора «Инду Пракаш» и поступил на службу в администрацию Бароды спустя пять лет после Шри Ауробиндо).

74

П. Митра вел духовную жизнь и отличался большой религиозностью. Как Бепин Пал и некоторые другие выдающиеся лидеры нового националистического движения в Бенгалии, он был учеником известного йога Биджоя Госвами, однако не связывал политику с йогой и религией. (Шри Ауробиндо. О себе, с. 16).

75

Сарала Гхошал была одним из главных организаторов физического воспитания в Бенгалии.

76

На Шри Ауробиндо возлагалась задача убедить Джодендраната Муккерджи и С. С. Датта – один был судьей, другой – сотрудником ИГС; оба бенгальцы, служившие в бомбейском округе – зарегистрироваться членами революционной партии. С. С. Датта позднее заинтересовался программой Бхавани Мандир, о которой пойдет речь ниже.

На следующий год, т. е. в 1902, Шри Ауробиндо поехал в Бенгалию и вместе с Бариндрой и Джатиндрой посетил Калькутту и Миднапур. Там он познакомился с Баристером П. Митрой, Хемачандрой Дасом и другими и принял у них присягу на верность революционной партии – клятву защищать свободу Индии и любой ценой хранить в тайне деятельность организации. Эта церемония в то время считалась чрезвычайно важной. Шри Ауробиндо и сам примерно в 1901 году принес присягу некоему мистеру Мандавейлу, члену бомбейского тайного общества.

77

См.: Бариндра Кумар Гхош. «Agniyoga» (бенг. яз.), с. 39. Цит. Шиширом Кумаром Митрой в «Либерейторе», с. 68.

78

Шри Ауробиндо. О себе, с. 25.

79

Преданный богине Кали. Кали – одна из ипостасей Божественной Матери; Мать-разрушительница (прим. ред.).

80

Один из учеников как-то заметил, что Ниведита – «некоторым образом» революционерка, на что Шри Ауробиндо возразил: «Что вы имеете в виду под «некоторым образом»? Она – один из лидеров революционного движения. Она много ездит по стране, пытаясь установить контакты с людьми. Она откровенна, искренна, открыто говорит каждому о своих революционных планах. В ней нет ничего скрытного. Когда бы ни заходила речь на революционные темы, она говорит от всей души, не скрывая своих истинных убеждений. В этих словах вся ее жизнь, все ее сознание. Йога есть Йога, но совершенно очевидно, что ее предназначение именно в революционной работе. Вот в чем суть! Ее книга «Кали, Мать» воодушевляет, полна революционных призывов, которые, подчас, не отрицают насильственных методов борьбы». (Ниродбаран. Беседы, с. 292).

81

Пурани. «Жизнь Шри Ауробиндо», с. 61–62.

82

Интересно узнать, что позднее говорил об этих сеансах Шри Ауробиндо. Он писал: «Я могу припомнить, когда это (спиритический сеанс) впервые произошло. Барин получил в Бароде несколько весьма необычных ответов от вызываемых им духов, которые отличались прекрасным и совершенным английским языком и содержали интересные предсказания, которые впоследствии сбылись, и ряд фактов из реальной жизни, которые тоже оказались истинными, хотя этого не знали ни те, к кому это относилось, ни присутствовавшие: среди этих предсказаний – скорый и неожиданный отъезд лорда Керзона из Индии; первое подавление Национального движения, а также достойное поведение Тилака в разгар этих событий; последнее предсказание было сделано в присутствии Тилака, посетившего Шри Ауробиндо в Бароде. Шри Ауробиндо был весьма поражен и заинтересован и, дабы выяснить, что же за этим скрывается, сам решил провести подобный сеанс. Именно это он и осуществил в Калькутте. Однако результат его не удовлетворил и после нескольких повторных попыток в Пондичери он полностью отказался от своих экспериментов. Его окончательный вывод был следующим: Хотя, несомненно, существует некий феномен, который указывает на вторжение существ другого уровня сознания, необязательно более высокого, основная же масса этих предсказаний приходит из темных слоев подсознания». («О себе», с. 65).

В другой раз он сказал следующее: «Предсказания и спиритические сеансы – дело очень запутанное. Часть их определяется подсознанием, другая часть исходит от самих присутствующих. Но вовсе неверно списывать все на разбушевавшееся воображение и память. Иногда случаются вещи, о которых никто из присутствующих не помнит или не знает, а подчас, хотя и крайне редко, – явные проблески будущего. Но обычно во время этих сеансов устанавливается связь между вами и существами и силами низших планов витального мира – темных и злобных, поэтому иметь с ними контакты и попадать под их влияние очень опасно. Успенский и другие, должно быть, прошли через эти эксперименты благодаря слишком «математическому» складу ума, который был, без сомнения, их хранителем, предостерегая и не давая зайти дальше поверхностного и интеллектуального интереса к этому явлению». (Письма Шри Ауробиндо. 1-е изд., 1954, с. 499–500).

И еще: «Обычно ни один дух не приходит извне. Воля медиума и собравшихся порождает энергию, которая является причиной явлений, происходящих во время сеанса. Ответы, как правило, приходят из сознания присутствующих. Они идут из подсознания, где хранится информация, недоступная людям в обычном состоянии. Сосредоточение усилий присутствующих создает необходимую атмосферу, как я уже говорил. Подлинные случаи вмешательства – появления духов извне – крайне редки. Мертвые могут осуществлять связь с живыми, если они обнаруживают интерес к жизни или к конкретным людям и находятся достаточно близко. Мать знает об этих сеансах. Она способна заставить стол перемещаться по комнате. Однако полнейшая нелепость думать, будто бы отошедшие в мир иной столетиями околачиваются поблизости и реагируют на столоверчение». (Пурани. Вечерние беседы, 2-е изд., с. 173).

83

«О себе», с. 51.

84

«Просто удивительно, как много саньясинов задумывались о свободе Индии! Революционерами были юные последователи Махарши; Гуру Йогананда тоже придерживался революционных взглядов. Я думаю, что революционерами были и Тхакур Дайананда, и саньясин, который говорил об Уттара-йоге, и йог с севера». (Ниродбаран. Вечерние беседы, с. 294).

85

«Храм Бхавани»; Бхавани – одна из ипостасей Божественной Силы, Шакти.

Сейчас, когда Индия обрела свободу, благодаря самоотверженным усилиям и самопожертвованию тех, кто боролся за ее освобождение, а также благодаря усилиям самого Шри Ауробиндо, сыгравшего жизненно важную и значимую роль на решающих стадиях этой борьбы, – мы стараемся не замечать истинного значения и ораторского мастерства, скрытых в этом обращении, которое появилось в момент раздела Бенгалии. Важно отметить, что оно было адресовано молодым жителям страны в начале этого века, и молодежь услышала этот призыв и откликнулась на него.

86

«Поклонение Чандике»; Чандика – одно из имен Дурги, представляющей собой грозную, иногда разрушительную ипостась Божественной Матери (прим. ред.).

87

«Убивающая (демона-) быка» – один из эпитетов Бхавани, связанный с мифом о Дурге, согласно которому последняя убивает демона, принявшего облик быка (прим. ред.).

88

Ежедневный утренний, дневной и вечерний обряд, совершаемый жрецом-брахманом (прим. ред.).

89

Микадо – один из титулов императора Японии (прим. ред.).

90

Гандива – имя чудесного лука Арджуны, одного из героев Махабхараты (прим. ред.).

91

Арьябхуми (букв. «земля ариев») – древнее название Индии (прим. ред.).

92

«Либерейтор», с. 69.

93

Керзон Джордж – видный государственный деятель Великобритании. В 1899–1905 гг. – вице-король Индии (прим. ред.).

94

Пурани. Жизнь Шри Ауробиндо, с. 68.

95

Абхинаш Чандра Бхаттачарья – вместе с Бариндрой Гхошем и Бхунендрой Даттом принимал участие в издании «Югантар». Сподвижник Шри Ауробиндо по революционной борьбе (прим. ред.).

96

«Либерейтор», с. 77.

97

Шри Ауробиндо. О себе, с. 69.

98

Там же, с. 24.

99

Шри Ауробиндо. О себе, с. 12.

100

Пурани. Вечерние беседы, 2-е изд., с. 200.

101

«Дело Бапата» – судебное разбирательство, возбужденное против В. С. Бапата – члена администрации Бароды в 1894 г. (Прим. ред.)

102

Сэр Джон Стедман Коттон (1845–1915) – сотрудник ИГС, отличавшийся либеральными взглядами. Один из инициаторов создания ИНК (прим. ред.).

103

«Когда в то время я обращался к Богу, едва ли я испытывал истинную веру в него. Во мне жил агностик, атеист, скептик, и я не был абсолютно уверен в существовании Бога вообще… Так что, когда я обратился к йоге, решил заняться ею и выяснить, насколько правильно мое решение, я обратился к Богу с такой молитвой: «Если ты есть, значит ты читаешь в моем сердце. Ты видишь, что я не ищу Мукти. Я не прошу у тебя того, чего просят другие. Я прошу только дать мне силы, чтобы помочь этому народу подняться. Я прошу только позволить мне жить и работать ради этих людей, которых я люблю и которым, молю, разреши посвятить мою жизнь». (Речь в Уттарапаре, полностью будет приведена в книге далее).

104

Пурани. Вечерние беседы, с. 96.

105

Ниродбаран. Беседы, 2-е изд., с. 201.

106

Пурани. Вечерние беседы, 2-е изд., с. 201.

107

Ниродбаран. Беседы, с. 165.

108

Шри Ауробиндо. О себе, с. 78.

109

Изначально эти письма были написаны на бенгальском. Они были захвачены и увезены полицией во время обыска в доме Шри Ауробиндо и его ареста в связи с делом об «Алипорской бомбе». Письма были представлены в суд как вещественное доказательство и именно таким образом увидели свет.

110

Брахмо (Самадж) – религиозно-просветительская организация, созданная в Калькутте в 1828 г. Раммохан Роем. Члены организации исповедовали монотеизм, отрицали авторитет Вед, включали в свою философию элемент христианства (прим. ред.).

111

Уша – знакомая или родственница Шри Ауробиндо, подруга Мриналини (прим. ред.).

112

Это письмо написано в спешке накануне открытия сессии Конгресса в Миднапоре, на которой произошло столкновение «умеренных» и «националистов».

113

Гириш Бабу Босе – друг тестя Шри Ауробиндо (прим. ред.).

114

Программа раздела была впервые обсуждена в 1903 году, но вызвала такую бурю протеста как в Бенгалии, так и по все стране, что лорд Керзон счел благоразумным выждать какое-то время; однако, заручившись согласием Государственного секретаря, 20 июля 1905 года провел этот акт в законодательном совете и 29 сентября опубликовал его в печати. Полностью этот акт был представлен общественности в качестве свершившегося факта 16 октября 1905 года. «В этот день, – писал Генри Невинсон, в книге «новый дух Индии», – тысячи и тысячи индийцев посыпали голову пеплом; на рассвете они в полном молчании приняли омовение, как в священный пост; никто в этот день ничего не ел; в городах и поселках были закрыты все магазины и рынки; женщины отказывались готовить еду и сняли с себя все украшения; мужчины обвили друг другу запястья желтыми тесемками в знак того, что будут вечно помнить пережитый позор, и весь день прошел в возмущениях, скорби и гневе от пережитого унижения».

Так что же в действительности скрывалось за разделом Бенгалии? Совершенно очевидно, что это была попытка уменьшить Бенгальскую провинцию в интересах более эффективного управления ею. В результате Читтагонг Дивижн и область Дакка и Мименсингх (которые сегодня относятся к Бангладеш) Передавались из Бенгалии в провинцию Ассам. Эти районы состояли по большей части из мусульманского населения, хотя они были исконно Бенгальскими землями и именно на этом основании возникли споры о том, что отделяя Восточную Бенгалию от Западной, большее внимание будет уделяться интересам мусульман. Ясно, что это была откровенная попытка развязать вражду на религиозной почве между соотечественниками – индусами и мусульманами, что не соответствовало желанию большинства жителей Восточной Бенгалии.

Как заметил в своей книге «Жизнь Керзона» лорд Рональдши, «раздел стал «умелым наступлением на растущую солидарность бенгальских националистов». А вот какую точную оценку дал этой ситуации Сэр Генри Коттон в своем письме в «Манчестер Гардиан» от 5 апреля 1904 года: «Идея отделения самой старой, густонаселенной и богатейшей части Бенгалии и раздел ее населения на две произвольные части пришлась таким ударом по бенгальскому народу и пробудило в нем такую бурю чувств, каких он до того не знал. Сама мысль о том, что люди будут оторваны от собратьев, родных и друзей, сосланы в отсталую провинцию, какой является Ассам, по языковым, административным, социальным и этнологическим признакам значительно отличающейся от Бенгалии, оказалась настолько нестерпимой для населения этих областей, что по все стране, почти по всем городам и рыночным площадям Восточной Бенгалии прокатилась волна митингов, на которых повсеместно и открыто было высказано осуждение программы раздела». (Цитируется по «Бюллетеню международного просветительского центра Шри Ауробиндо, февраль 1963 год, с. 82).

115

«Нация в процессе формирования» сс. 187–188.

116

В 1904 году Керзон получил возможность остаться в кресле Вице-короля на второй срок, однако у него возник конфликт по ряду вопросов с главнокомандующим лордом Китчнером, и, когда государственный секретарь поддержал точку зрения Китчнера, Керзон в гневе написал прошение об отставке. Отставка была тут же принята, и его сменил лорд Минто.

117

Аурангзеб (1618–1707) – шестой и последний правитель из династии Моголов. Ревностный приверженец Ислама, жестоко притеснявший индусское население.

118

Речи, (изд-е 1952 г.), с. 81.

119

Пурани. Жизнь Шри Ауробиндо, с. 97.

120

Судя по всему Деускара попросил написать эту книгу Шри Ауробиндо (смотри «Бхаратпуруш Шри Ауробиндо» на бенгальском), Упендры Чандры Бхаттачарья, цитируемую Сисиром Кумаром Митрой в «Либерейторе», с. 72.).

121

«О себе», с. 25.

122

Бепин Чандра Пал (1858–1932) – один из лидеров бенгальского национального движения, член левого крыла Конгресса. Сотрудничал с Шри Ауробиндо (прим. ред.).

123

Шри Ауробиндо так писал о Свами Брахмананде: «Когда я встретился с ним незадолго до его смерти, он был в великолепной физической форме – без каких-либо признаков старости, возраст выдавали разве что седая борода и волосы; очень высокий, крепкий, он мог пройти в день сколько угодно миль. Он шагал так быстро, что его молодые ученики не могли за ним угнаться; у него была крупная голова и прекрасной лепки лицо, казалось принадлежавшее человеку древних времен. Он никогда не говорил ни о своем возрасте, ни о своем прошлом, разве что совершенно случайно в неожиданных высказываниях. Так, однажды он заметил своему ученику бародскому Сардару Музумдару, которого я хорошо знал (это случилось на верхнем этаже дома Музумдара в 1908 году, Когда Шри Ауробиндо был там со своим наставником по имени Леле. Там он пережил свой первый опыт освобождения и нирваны). Музумдар знал, что у него (Свами Брахмананды) болит зуб и принес ему бутылочку с полосканиями, тогда весьма распространенными. Однако йог отказался, заметив: «Я никогда не пользуюсь лекарствами. Мое единственное лекарство – это воды Нармады. Что же касается зуба, то он болит у меня со времен Бхао Гарди». Бхао Гарди был маратхский генерал Садашив Бхао, который исчез в сражении Панипед и тело которого так и не было найдено. Многие придерживались мнения, что Брахмананда и был Бхао Гарди, однако это чистая выдумка. Ни один человек, знакомый с Брахманандой, не сомневался в правдивости его слов: он был человеком откровенным и правдивым, не искал славы и не стремился произвести впечатление. Он умер, находясь в полной силе; смерть наступила не от старости, а от случайного заражения крови, вызванного ржавым гвоздем, на который он наступил во время путешествия по пустыням Нармады. Должен заметить, что по меньшей мере трое его учеников, как известно, оставались удивительно молодыми и энергичными до глубокой старости – но, возможно, это довольно распространенное явление среди тех, кто занимается одновременно Раджа йогой и Хатха йогой». («О себе», с. 352).

124

Шри Ауробиндо. Банким-Тилак Дайананда, с. с. 13–14.

125

Читтарьян Дас (1870–1925) – лидер партии Сварадж в Бенгалии. Сподвижник Шри Ауробиндо. В конце своей жизни посещал последнего в Пондичери.

126

Ниродбаран. Беседы, с. 189.

127

Там же.

128

Банким Чандра Чаттерджи, процитированный Сисиром Кумаром в «Либерейторе», с. 88.

129

Пурани. Вечерние беседы, 2-е изд., с. 201

130

Приводится Сисиром Кумаром Митрой в «Либерейторе», с. 74

131

Там же

132

Пурани. Вечерние беседы, 3-е изд., с. 27.

133

В качестве ежедневного издания «Банде Матарам» стала выходить со 2-го июля 1907 года.

134

Шри Ауробиндо приветствовал Б. Ч. Пала как «одного из могущественных пророков национализма. (Харидас, Ума Мукерджи. «Шри Ауробиндо и Новая мысль в Индийской политике», с. 15).

135

«Банде Матарам», 12 августа 1907 г.

136

«Не мир пришел я принести, но меч» (Евангелие от Матфея 10, 34) (прим. ред.).

137

Военно-религиозное объединение сикхов (прим. ред.).

138

Пурани «Жизнеописание», с. 104.

139

Издание «Банде Матарам» продолжалось с августа 1906 года по октябрь 1908 года.

140

Пурани. Вечерние беседы. 3-е изд, с. 110.

141

Слово «Сварадж» впервые было употреблено Сакхарамом Ганеш Деускаром, в его изданной на бенгальском языке книге «Дешер Катха», на которую мы уже ссылались ранее. Дадабхой Наороджи использовал его и на калькуттской сессии, упростив его значение до понятия «колониальное самоуправление». Шри Ауробиндо первым использовал его в значении «независимость» и неоднократно употреблял его в «Банде Матарам» именно в этом значении.

142

В конце 1969 г. в партии ИНК произошел раскол. Из нее выделилась правая группировка, образовавшая отдельную партию (прим. ред.).

143

Как позднее скажет сам Шри Ауробиндо, «этого не могло быть: для этого не было закона, и пресса в то время обладала большей свободой, чем когда-либо после». (Ниродбаран. «Беседы», с. 62.).

144

Смотри секретное сообщение Гейта от 16 мая 1908 года, представленное министру внутренних дел правительства Индии.

145

«Банде Матарам» никогда не подвергалась судебным преследованиям за редакционные статьи… вышли ли они из-под пера Шри Ауробиндо или одного из трех его коллег. Существуют также факты, свидетельствующие о том, что Шри Ауробиндо никогда не основывал своих требований свободы на расовой ненависти, на обвинениях в тирании или плохом управлении страной, напротив, только на неотъемлемом праве страны на независимость. Его убеждения сводились к тому, что даже хорошее правительство не может заменить национального правительства. («О себе», с. 7, 45).

146

Манодж Дас. Шри Ауробиндо в первом десятилетии нашего века, с. 5.

147

Цитируется по документам Минто, приведенным в книге М. Н. Даса «Индия времен Морли и Минто», с. 135.

148

«Банде Матарам», 25 сентября 1907 года.

149

Пурани. Жизнь Шри Ауробиндо.

150

Когда судебное разбирательство было прекращено, он снова вернулся к своим обязанностям, но уже только как профессор. Окончательно он ушел из колледжа после того, как был второй раз арестован по делу об алипорской бомбе.

151

«Выступления и речи», с. 2–4.

152

Дилип Кумар Рой. Шри Ауробиндо пришел ко мне, 1964, с. 34.

153

3 января 1939 года Шри Ауробиндо во время разговора вспоминал: «Я встречался с Невинсоном дважды: один раз в Бенгалии, в доме Субодха Мулика. В то время я был необычайно серьезен. Второй раз я встретил его, будучи президентом национальной конференции в Сурате. Тогда я тоже не смеялся – как же, ведь я президент! Поэтому он назвал меня «человеком, который никогда не смеется».

Минто, судя по всему, не питал никаких чувств к Невинсону, как к своему соотечественнику. В письме к Морли от 6 мая 1908 года, написанном вскоре после ареста Шри Ауробиндо и других, он писал: «Жаль, что нельзя поместить людей, подобных Невинсону, вместе с прочими арестованными нами несчастными созданиями». (Манодж Дас. «Шри Ауробиндо в первом десятилетии нашего века», с. 8–9).

154

Ранее для проведения сессии Конгресса 1907 года был выбран Нагпур, а не Сурат. Однако, учитывая, что националисты занимали более сильную позицию в Махараштре, «умеренные» изменили место проведения сессии на Сурат – в «безопасном» штате.

155

Однажды в Пондичери Шри Ауробиндо вспоминал об этом инциденте: «История редко записывает события, ставшие решающими, но находившимися «по ту сторону занавеса»; она записывает только то, что происходит по эту, видимую, сторону. Немногие знают, что именно я (не консультируясь с Тилаком) отдал приказ добиться роспуска Конгресса, так же как я причастен к отказу присоединиться к новомодной Конвенции «умеренных», – то есть к двум главным событиям в Сурате. Мало известно даже о моих действиях направленных на то, чтобы придать бенгальскому движению воинствующий характер или основать революционное движение». («О себе», с. 49)

156

Приведем графически четкое описание этих событий, сделанное Генри У. Невинсоном, который присутствовал на этой исторической сессии: «Внезапно что-то пролетело через зал – ботинок! Ботинок маратхов! Рыжеватая кожа, задранный нос, подбитая металлом подошва. Ботинок задел Сурендраната Банерджи по щеке и отскочил в сторону сэра Фирозешаха Мехты. Пролетел, упал – и словно по сигналу белые волны тюрбанов на головах присутствующих хлынули к трибуне. Они шли, перескакивая через препятствия, взбираясь на них, с яростным придыханием, угрожающе размахивая длинными палками и ударяя по голове каждого, кто казался им «умеренным», и в следующий момент коричневые ноги стали топтать зеленое сукно стола президиума; в этот момент я понял, что Индийскому Национальному конгрессу пришел конец». (Цитируется Маноджем Дасом в книге «Шри Ауробиндо в первое десятилетие нашего века», с. 23).

157

Шри Ауробиндо. О себе, с. 47–48.

158

Ниродбаран. Переписка со Шри Ауробиндо, с. 15.

159

Письмо Джозефу Баптисте от 5 января 1920 года.

160

Позже Леле вспоминал, что когда получил письмо, то интуитивно почувствовал, что был призван совершить посвящение великой души великого человека.

161

Когда Шри Ауробиндо прибыл в Бароду, студенты Колледжа, выражая свою радость и восхищение по поводу его приезда, впряглись сами в повозку, в которой ехал их любимый учитель и везли его какую-то часть пути.

162

Шри Ауробиндо. О себе, с. 79

163

Там же, с.82.

164

Там же, сс. 79, 82.

165

Там же, с.84.

166

Там же, с.79.

167

Там же, с.102.

168

Там же, с.101.

169

Там же, сс. 85–86.

170

Нирваны не стоит остерегаться или смотреть на нее свысока: это может быть эпизод, но не кульминация духовной садханы. По словам Шри Ауробиндо, «Нирвана – всего лишь эпизод на пути обретения истинной индивидуальности, безграничной и бесконечной, которая может вместить в себя весь мир. Это вовсе не маленькое, узкое, ограниченное человеческое «я» в природе. Когда вы обретаете эту истинную индивидуальность, вы можете оставаться в мире и все же будете возвышаться над ним. Вы сможете действовать, но не будете скованы вашими действиями. Для того, чтобы избавиться от разделяющей индивидуальности, нирвана – очень сильное переживание. После нее вы можете продолжать осознание себя как Одного во всем и Одного, который есть все, – и все же этот Один есть Он». (Ниродбаран. «Беседы», с. 342).

171

Традиционный жест приветствия, представляющий собой сложенные вместе ладони (прим. ред.).

172

Одна из ипостасей Вишну (прим. ред.).

173

Пурани. Вечерние беседы, с. 342.

174

Шри Ауробиндо. Речи, с. 5—28.

175

Из Калькутты Барин увез Леле в Деогхар, где жил вместе с другими молодыми людьми в отдельном районе, предаваясь аскетизму и изготовляя бомбы! Леле должен был ознакомить их с принципами садханы. По словам Шри Нолини Канта Гупта в его книге «Воспоминания», с. 28–29: «Когда Леле Махарадж узнал, что мы отдаем предпочтение изготовлению бомб, он не одобрил этого. Он сказал, что садхана и бомба не могут быть совмещены и что те насильственные действия, которые мы имеем в виду, вовсе не способствуют очищению сердца. Кроме того, добавил он, хотя освобождение Индии – вещь желанная, действительно желанная и необходимая для всех, добиваться ее следует другими методами, она придет неизбежно, мирным путем, не требующим кровопролития. Мы недовольно посмеивались в ответ, не веря его словам, и даже, наверное, высмеивали его… Леле Махарадж пригрозил нам: «Если вы не откажетесь от этого, вы не только не добьетесь успеха, но непременно попадете в беду, а может быть и что-нибудь похуже этого». Насколько он оказался прав, мы все узнали из реального развития событий, которые нам довелось пережить».

176

«Все, что я писал в «Банде Матарам», исходило из этого йогического сознания. Обычно я садился за письменный стол, и все, что нужно было написать, рождалось прямо под моим пером,» – писал Шри Ауробиндо годы спустя.

177

Пурани. Жизнеописание, с. 207.

В этом процессе есть определенная доля риска и опасностей. Не все голоса, которые приходят к человеку в процессе садханы, идут от Божественного. Могут появиться голоса Невежества и даже асурических сущностей, и тогда ученику необходимо снова обратиться к учителю, чтобы противостоять им. Позже Шри Ауробиндо говорил, что после постижения Божественного человек может обходиться без указаний этих голосов, поскольку тогда становится возможным прямое Божественное наставление.

178

Храм Бхавани – женской ипостаси Божественного (прим. ред.).

179

Во время проверки на испытательном полигоне эффективности кожуха, содержавшего в себе взрывчатый материал, с одним из этих отважных юношей, Прафуллой Кумаром Чакраварти, произошел несчастный случай, в результате которого он погиб. Судя по всему, Барин без ведома Шри Ауробиндо изготавливал бомбы даже в его доме в Бароде. Формулу он получил от некоего Н. Датта, специалиста в области химии. (Ниродбаран. Беседы, с. 174).

Сам Шри Ауробиндо рассказал о другом происшествии. Когда они с братом бывали в Деогхаре, они нередко выходили поохотиться на птиц, рассматривая это занятие как практику в стрельбе. Однажды их увидела тетушка, заметив при этом: «Этих двух мальчишек повесят!» Пророчество отчасти оказалось верным, поскольку Бариндра получил смертный приговор по делу об алипорской бомбе. (Ниродбаран. Беседы, с. 190).

180

«Невреждение» (санскр.) – непричинение прямо или косвенно вреда живым существам (прим. ред.).

181

Шри Ауробиндо. О себе, с. 22.

182

Леле Махарадж, будучи в Калькутте, решил взять с собой в Бомбей юного Прафуллу Чаки, чтобы наставить его в садхане, но юноша не захотел расставаться со Шри Ауробиндо.

183

Пруд с грязной водой в Маниктола-Гарденз.

184

Нолини Канта Гупта. Воспоминания, с. 21–26.

185

Шри Ауробиндо вспоминает такой инцидент: «Один молодой человек, бросившийся бежать после того, как выстрелил в полицейского в Шамбазаре, забыл выбросить револьвер. Он продолжал держать оружие в руках. Тогда кто-то из торговцев закричал: «Выбрось револьвер, выбрось револьвер!» (Пурани. «Вечерние беседы», 3-е издание, с. 27).

186

Приводится по книге Шри Ауробиндо «Кара Кахини», изданной на бенгальском языке и воспроизведенной в «Бюллетене», апрель 1966 г.

187

Дом 48 по Грей-стрит должен был стать офисом бенгальской ежедневной газеты «Навашакти». Шри Ауробиндо вместе с женой Мриналини и сестрой Сароджини переехал туда совсем недавно из своей квартиры на Скоттс-Лейн.

188

«Кара Кахини» (См.: «Бюллетень», апрель 1966 г.).

Прафулла Чаки был арестован в один день со Шри Ауробиндо, но застрелился. Арестовавший его офицер позднее был убит, и выйти на след убийцы так и не удалось.

189

Нолини Канта Гупта. Воспоминания, с. 25.

190

«Бюллетень», апрель 1966 г.

191

Бичкрофт учился вместе с Шри Ауробиндо в Кембридже и был вторым по успеваемости в греческом языке, в то время как Ауробиндо был первым. «Бичкрофт, бывший моим однокурсником, никак не мог поверить, что я мог быть революционером».

(Ниродбаран. «Беседы», с. 149).

192

Пурани. Жизнь Шри Ауробиндо, с. 122–123.

193

Г-н Нортон получил множество писем с угрозами. Общественный обвинитель Бишвас был застрелен на ступенях суда.

194

«Бюллетень», апрель 1966 г., с. 96.

195

Когда Шри Ауробиндо был арестован, его двоюродная бабушка по материнской линии спросила Свами Вишнуддхананду, что произошло с «нашим Ауробиндо». Свами уверил ее, что Божественная Мать приняла его под свою защиту и ничего с ним не случится. После чего он добавил: «Но он больше не ваш Ауробиндо. Он Ауробиндо, принадлежащий миру, и весь мир исполнится его славой». («Бюллетень», ноябрь 1966 г.).

196

Позднее, во время слушания дела в Верховном суде, он был заменен пожизненной каторгой.

197

Эти отрывки приведены в книге Биджоя Кришны Боса «Алипорский процесс по взрыву бомбы», цитируются Маноджем Дасом в его книге «Шри Ауробиндо в первой декаде нашего века», с. 63–70.

198

Приведенные отрывки взяты из книги Маноджа Даса «Шри Ауробиндо в первой декаде нашего века», с. 87–91.

199

См.: Манодж Дас. «Шри Ауробиндо в первой декаде нашего века», с. 87–91.

200

Сипаи – в колониальных войсках наемные солдаты-индийцы (прим. ред.).

201

«Кара Кахини», опубл. в «Бюллетене», август 1966 г.

202

Ирландский доктор, служивший в Алипорской тюрьме, не мог понять, как юные анархисты, такие милые и симпатичные, могут быть революционерами.

203

Пурани. Жизнь Шри Ауробиндо, с. 125.

204

«Кара Кахини». («Бюллетень», август 1966 г.).

205

Пурани. Вечерние беседы, 2-е изд., с.121.

206

Пурани. Жизнь Шри Ауробиндо, с. 211

207

Там же, с.210.

208

Как-то вечером, во время обычных прогулок по террасе дома в Пондичери, Шри Ауробиндо ужалил скорпион. Приведем ниже стихи, в которых он говорит, как физическая боль трансформировалась в наслаждение духа.

Когда однажды ночью я гулял по террасе,
Он выполз и ужалил меня.
Душа моя, изумившись,
Возрадовалась встрече с Возлюбленным; однако разум
Думал о скорпионе, пойманный в ловушку формы.
И все же, все же душа моя хранила свой восторг,
Забыв о разуме; и, испытывая физическую боль,
Я удовлетворенно рассмеялся.
(«Искания Мандавьи». Избранные стихотворения, с. 86)

209

Шри Ауробиндо. О себе, с. 355.

210

Пурани. Жизнь Шри Ауробиндо, с. 127.

211

Пурани. Вечерние беседы, 2-е изд., с. 164.

212

Пурани. Вечерние беседы, 2-е изд., с. 164.

213

Ниродбаран. Вечерние беседы, с. 212.

214

Там же.

215

Пурани. Жизнь Шри Ауробиндо, с. 102.

216

Пурани. Жизнь Шри Ауробиндо, с. с. 129–130.

217

Ниродбаран. Вечерние беседы, с. 135.

Отвечая на вопрос ученика, является ли освобождение в космическом сознании статическим или динамическим, Шри Ауробиндо сказал следующее: «И тем, и другим. В статическом аспекте – это Сущность, бесконечность, единая, инертная и лишенная двойственности. В динамическом – все зависит от того, что вы чувствуете и переживаете. Если переживание происходит на ментальном уровне, значит, ваш разум ощущает себя единым с космическим разумом; если на уровне витального существа – ваше витальное становится частью космического витального; если на физическом уровне – значит, вы воспринимаете ваше тело как частицу универсальной материи».

«Как существует преграда, отделяющая внешнюю природу от души, психического существа, так существует и преграда над вашей головой, отделяющая вас от космического сознания. Вы разрушаете эту преграду или то, что называют «ментальным колпаком», и ощущаете свое индивидуальное «я» в Бесконечности или себя как Бесконечное. Этот прорыв может быть как вертикальным, так и горизонтальным – на витальном уровне, уровне сердца, на разных уровнях».

218

Первая фраза из речи, произнесенной Шри Ауробиндо в Сурате (приведена в книге Пурани «Жизнь Шри Ауробиндо», с. 106).

219

Вечной Дхарме (прим. пер.).

Страница notes