Шостакович: Жизнь. Творчество. Время
1
Якуб Поплавский был предком автора этой книги по линии матери, семья которой в XIX в. проживала в России, а в конце столетия переехала в Варшаву.
2
От этого брака появились на свет три дочери и четверо сыновей. Мария, по профессии врач, в 1903 г. вышла замуж за Максима Кострикина, которого за революционную деятельность выслали в Сибирь – впрочем, он неожиданно вернулся оттуда под чужим именем и с поддельными документами, после чего при молчаливом согласии своих однокурсников, которые его конечно же узнали, продолжал заниматься в петербургском Горном институте, поселившись у родственников. Владимир (р. 1870) был по профессии метеорологом и всю жизнь провел в Сибири. Борис, по рассказам Надежды Кокоулиной, был морским офицером и погиб во время Первой мировой войны; однако Софья Хентова сообщает, будто он служил в банке. О Вере и Александре известно только, что они были связаны с революционным движением, а о Констанции не сохранилось никаких сведений.
3
Виктор Серов (Seroff V. Dmitri Shostakovich: The Life and Background of a Soviet Composer. New York, 1943) дает написание «Кокаулин», однако в России пишут «Кокоулин», что подтвердил по моей просьбе Дмитрий Шостакович.
4
Остальные дети: Яков (по профессии инженер), Борис (преждевременно умер вследствие тяжелого повреждения позвоночника), Вера (преследовалась за связи с кругами сибирской интеллигенции), Любовь (обвенчалась в тюрьме с Яновицким, приговоренным за революционную деятельность к многолетней каторге, и вскоре умерла от туберкулеза) и Надежда, которая после учебы в Геттингене получила работу в Екатеринбургском университете, а после революции эмигрировала в Америку, где сообщенные ею сведения стали основой одной из первых биографий Шостаковича (Seroff V. Op. cit.).
5
После смерти жены, в 1905 г., Василий Кокоулин вернулся в Бодайбо.
6
Один из их предков, талантливый геолог Иосиф Лукашевич, тоже студент естественного отделения Петербургского университета, одновременно с братом Ленина, Александром Ульяновым, принимал участие в покушении на царя Александра III в 1887 г. Был схвачен после того, как покушение сорвалось, и приговорен к смертной казни, позже замененной пожизненным заключением.
7
Шостакович Д. Автобиография // Советская музыка. 1966. № 9. С. 24. Автобиография написана в 1927 г. Указанный номер «Советской музыки» частично посвящен Шостаковичу в связи с его 60-летием.
8
Хентова С. Шостакович-пианист. Л., 1964. С. 9.
9
Seroff V. Op. cit. P. 80.
10
Хентова С. Шостакович. T. I. Л., 1985. С. 71.
11
Шостакович Д. Думы о пройденном пути // Советская музыка. 1956. № 9. С. 10.
12
Шостакович Д. Автобиография. С. 24.
13
Там же.
14
О своей профессии…: Из беседы с Д. Д. Шостаковичем // Театральная неделя. 1941. № 9. С. 11.
15
Seroff V. Op. cit. P. 82.
16
Шостакович Д. Думы о пройденном пути. С. 10.
17
Там же.
18
Финк В. Г. Я многим ему обязан // Исаак Бабель: Воспоминания современников. М., 1972. С. 147.
19
Глазунов А. К. Письма, статьи, воспоминания. М., 1958. С. 367–368.
20
Шостакович Д. Моя alma mater // Советская музыка. 1962. № 9. С. 102–104.
21
Федин К. Горький среди нас. М., 1944. С. 40.
22
Луначарский Анатолий Васильевич (1875–1933) – историк литературы, критик, публицист, эстетик, деятель коммунистической партии, участник Октябрьской революции; в 1917–1929 гг. – народный комиссар просвещения, всецело преданный делу реорганизации культуры.
23
Шкловский В. Жили-были. М., 1966. С. 164.
24
Sollertinsky D. and L. Pages from the life of Dmitri Shostakovich. New York; London, 1981. P. 31–32.
25
Гнесин М. Ф. Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове. М., 1956. С. 252.
26
Seroff V. Op. cit. P. 124.
27
Шостакович Д. Автобиография. С. 24.
28
Seroff V. Op. cit. Р. 108.
29
Ibid. Р. 137.
30
Ibid. Р. 127.
31
В 1927 г. Шварц участвовал вместе с Шостаковичем и несколькими другими российскими музыкантами в I Конкурсе имени Шопена.
32
Богданов-Березовский В. Отрочество и юность // Советская музыка. 1966. № 9. С. 27.
33
Сорок два письма опубликованы в журнале «Советская музыка» (1982. № 7).
34
Шапорин Ю. К пятидесятилетию Д. Шостаковича // Советская музыка. 1956. № 9. С. 16–17.
35
Цит. по: Rabinovich D. Dmitry Shostakovich – Composer. Moscow, 1959. P. 16.
36
Вальтер В. Концерт Дмитрия Шостаковича // Театр. 1923. № 12. С. 4.
37
Цит. по: Николаев Л. В. Статьи и воспоминания современников. Письма. К столетию со дня рождения. Л., 1979. С. 255–256.
38
Богданов-Березовский Я. Дороги искусства. Л., 1971. С. 60.
39
Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 2. Л., 1986. С. 405.
40
Александров А. Далекие годы // Виссарион Яковлевич Шебалин: Статьи, воспоминания, материалы. М., 1970. С. 204.
41
Богданов-Березовский В. Дороги искусства. С. 62.
42
«Хорошо было бы не думать ни о хлебе насущном, ни о чем, а только заниматься любимым делом…»: Из писем Д. Д. Шостаковича Б. Л. Яворскому // Музыкальная академия. 1997. № 4. С. 30.
43
Шостакович Д. Д. Страницы воспоминаний // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Л., 1962. С. 126.
44
Seroff V. Op. cit. P. 137–139.
45
Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 140–141.
46
Там же. С. 141.
47
Там же. С. 142.
48
Там же. С. 141–142.
49
Манков Н. П. Симфония Д. Шостаковича // Жизнь искусства. 1925. № 22. С. 14.
50
Гринберг М. Д. Шостакович // Музыка и революция. 1927. № 11. С. 18.
51
Глебов Игорь [Б. В. Асафьев]. Русская симфоническая музыка за 10 лет // Музыка и революция. 1927. № 11. С. 28.
52
Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 152.
53
Там же.
54
Цит. по: Erhardt Ludwik. Strawinski. Warszawa, 1978. S. 44.
55
Бенуа А. Возникновение «Мира искусства». Л., 1928. С. 6.
56
Горький М. Несвоевременные мысли // Новая жизнь. 1918. 19 января.
57
См.: Пролетарская культура. 1918. № 2. С. 22.
58
Цит. по: Горбунов В. В. И. Ленин и Пролеткульт. М., 1974. С. 146.
59
Таиров А. В поисках стиля // Театр и драматургия. 1936. № 4. С. 202.
60
Замятин Е. Я боюсь // Замятин Е. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 349.
61
Цит. по: Геллер М., Некрич А. Утопия у власти: История Советского Союза с 1917 года до наших дней. Лондон, 1989. С. 54.
62
Блок А. Дневник. М., 1989. С. 343.
63
Блок А. О назначении поэта // Блок А. О литературе. М., 1980. С. 269.
64
Замятин Е. Завтра // Замятин Е. Избранные произведения. Т. 2. С. 344.
65
Цит. по: Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. С. 158.
66
К. Malevicz Amsterdam, 1970. P. 51.
67
Цит. по: Шагинян М. Литературный дневник. М.; Пг., 1923. С. 168.
68
Тарабукин Н. От мольберта к машине. М., 1923. С. 18.
69
Ган А. Конструктивизм. Тверь, 1922. С. 21.
70
Луначарский А. Один из сдвигов в искусствоведении // Вестник Коммунистической академии. Т. 15. М., 1926. С. 85–107.
71
Правда. 1921. 8 ноября.
72
Расстрел одного из замечательнейших русских поэтов того времени Николая Гумилева, мужа Анны Ахматовой, был одной из первых провокаций секретной службы, основанной в декабре 1917 г., руководимой Феликсом Дзержинским и выступавшей под названием Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). 28 августа 1922 г. в «Известиях» появилась информация о существовании некой петроградской боевой организации, в которую входили как военные, так и ученые. В то же самое время арестовали, уже по обвинению в заговоре против советской власти, свыше двухсот человек, и среди них много ученых, в том числе известного химика и старого большевика, некогда дружившего с Лениным, профессора М. Тихвинского, а также Гумилева, который еще до революции отошел от левых убеждений. Это была одна из крупных демонстраций большевистского террора, которая должна была послужить предостережением всем противникам нового режима.
73
См.: Метченко А., Дементьев А., Ломидзе Г. За глубокую разработку истории советской литературы // Коммунист. 1956. № 12. С. 86.
74
Коган П. Литература этих лет: 1917–1923. Иваново-Вознесенск, 1924. С. 79.
75
Там же. С. 73.
76
Что говорят писатели о постановлении ЦК РКП: Б. Пастернак // Журналист. 1925. № 10. С. 10.
77
Маяковский В. Выступление на диспуте «Театральная политика Советской власти» 2 октября 1926 г. // Литературное наследство. Т. 65. М., 1958. С. 40.
78
Ленин В. И. О литературе и искусстве. М., 1957. С. 589.
79
Д. Шостакович о своем творчестве (выступление на авторском вечере 25 марта 1935 г. в Московском доме мастеров искусств) // Советское искусство. 1935. 29 марта.
80
Шостакович Д. Думы о пройденном пути. С. 11.
81
Яворский Б. Статьи, воспоминания, переписка. М., 1972. С. 367.
82
Хентова С. Шостакович-пианист. С. 50.
83
«Отчет» Шостаковича о конкурсе здесь и далее цитируется по публикации: «Хорошо было бы не думать…». С. 39.
84
В состав жюри входили: Зыгмунт Буткевич, Збигнев Джевецкий, Витольд Малишевский (председательствующий), Петр Машиньский, Хенрик Мельцер, Зофья Рабцевичова, Адам Солтыс, Фелициан Шопский, Юзеф Смидович, Юзеф Турчиньский, Адам Вылежиньский и Ежи Журавлев.
85
Эренбург И. В Польше // Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. М., 1991. С. 115.
86
Орлов Г. Итоги Шопеновского конкурса // Слово (Варшава). 1927. Февраль.
87
Цит. по: Мусилович А. Польский композитор о русском пианизме. Слово (Варшава). 1927. Февраль.
88
Письмо от 1 февраля 1927 г. Цит. в кн.: Лукьянова И. Д. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. М., 1980. С. 48.
89
Iwaszkiewicz J. Rozmowy о książkach. Szostakowicz // Życie Warszawy. 1973. 5–6 sierpienia.
90
Там же.
91
Шостакович Д. Думы о пройденном пути. С. 11.
92
Цит. по: Караев К. Статьи, письма, высказывания. М., 1978. С. 53.
93
Цит. по: «Мне исполнилось восемнадцать лет…» // Встречи с прошлым. Вып. 5 / Под ред. М. Г. Козловой. М., 1984. С. 254.
94
Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 142.
95
Асафьев Б. Восьмая симфония Шостаковича. М., 1945. С. 30.
96
Цит. по: Wilson Е . Shostakovich: A Life Remembered. London; Boston, 1994. P. 303.
97
Шостакович Д. Думы о пройденном пути. С. 11.
98
Воспоминания написаны в 1944 г. Впервые опубликованы в Информационном бюллетене Союза советских композиторов (1944. № 5–6. С. Ill), затем – в сборнике «Музыкальный современник» (вып. 1. М.,1973).
99
Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 215.
100
Там же. С. 217.
101
Соллертинский И. Творческий путь Шостаковича // «Леди Макбет Мценского уезда». Л., 1934. С. 20.
102
См.: Кабалевский Д. Гордость советской музыки // Советская музыка. 1966. № 7. С. 29.
103
Цит. по: Савшинский С. Леонид Николаев. Л.; М., 1950. С. 61.
104
Друскин М. О фортепианном творчестве Д. Шостаковича // Советская музыка. 1935. № 11. С. 56.
105
Цит. по: Хентова С. Шостакович и Сибирь. Новосибирск, 1990. С. 34.
106
Сергей Прокофьев (1891–1991): Дневник, письма, беседы, воспоминания. М., 1991. С. 103.
107
С. С. Прокофьев: Материалы, документы, воспоминания. М., 1961. С. 180.
108
Глебов И. [Б. В. Асафьев] Русская симфоническая музыка за десять лет // Музыка и революция. 1927. № 11. С. 28.
109
Шостакович Д. Отчет аспиранта Ленинградской государственной консерватории Дмитрия Шостаковича // Советская музыка. 1986. № 10. С. 55.
110
Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 186.
111
Участники Октябрьской революции. Михаил Калинин (1875–1946), партийный деятель и член Президиума Верховного Совета СССР, приверженец умеренной политики, посмел выступить против Сталина; в конце жизни был удален со всех постов. Валериан Куйбышев (1888–1935), член Центрального комитета, подобно Калинину, занимал умеренную позицию, неоднократно выступал против Сталина; согласно официальной версии, умер от болезни сердца. Георгий Чичерин (1872–1936) происходил из старинной аристократической семьи; сначала меньшевик, позднее член ВКП(б), фактический создатель советской дипломатии, в 1930 г. выведен из состава правительства; превосходный пианист и знаток музыки, автор книги о Моцарте.
112
Цит. по: Шульгин Л. Статьи, воспоминания. М., 1977. С. 61.
113
Цит. по: Долгополов М. Явление музыки // Известия. 1975. 13 сентября.
114
Соллертинский И. «Нос» – орудие дальнобойное // Рабочий и театр. 1930. № 7. С. 6.
115
Богданов-Березовский В. «Нос» – опера Шостаковича // Музыка и революция. 1928. № 7–8. С. 54.
116
Февральский А. В начале двадцатых годов и позже // Встречи с Мейерхольдом. М., 1967. С. 199.
117
Захар Исаакович Любинский (1887–1983) – директор государственных театров Ленинграда, известный своей терпимостью, тактом, дипломатичностью действий и доброжелательностью к талантливым артистам.
118
Житомирский Д. «Нос» – опера Шостаковича // Пролетарский музыкант. 1929. № 7–8. С. 37, 39.
119
Текст воспроизведен в фильме «Альтовая соната» («Госфильм», 1979).
120
Н. М. [Н. П. Малков) Об авторе «Носа» // Рабочий и театр. 1930 № 3. С. 11.
121
Янковский М. «Нос» в Малом оперном театре // Рабочий и театр. 1930. № 5. С. 7.
122
Соллертинский И. «Нос» – орудие дальнобойное. С. 6.
123
Малков Н. Так ли это? // Рабочий и театр. 1930. № 7. С. 7.
124
Грес С. [С. А. Кукуричкин] Ручная бомба анархиста // Рабочий и театр. 1930. № 10. С. 7.
125
Житомирский Д. «Нос» – опера Шостаковича. С. 33–34.
126
Лебединский Л. Новые задачи музыкантов. М., 1930. С. 18–19.
127
Цит. по: Юдин Г. «…Ваша работа для меня событие на всю жизнь» // Советская музыка. 1983. № 6. С. 91.
128
Шостакович Д. Из писем 1930-х годов // Советская музыка. 1987. № 9. С. 89.
129
Самосуд С. Статьи, воспоминания, письма. М., 1984. С. 64.
130
Асафьев Б. О творчестве Шостаковича и его опере «Леди Макбет Мценского уезда» // Асафьев Б. Критические статьи и рецензии. М.; Л., 1967. С. 242–243.
131
Мартынов И. Дмитрий Шостакович. М.; Л., 1946. С. 17.
132
См.: Kreczmar I. Wspominając Dymitra Szostakowicza // Przekrój. 1976. 14 listopada. S. 9.
133
Жизнь искусства. 1929. № 26. С. 9.
134
Советская музыка. 1966. № 9. С. 13.
135
Шостакович Д. Из воспоминаний о Маяковском // Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963. С. 315.
136
Евгений Евтушенко в 70-х гг. описывал встречу Шостаковича с Маяковским немного иначе: «Шостакович рассказывал мне, как во время работы над музыкой к спектаклю „Клоп“ он впервые встретился с Маяковским. Маяковский был тогда в плохом, изнервленном настроении, от этого держался с вызывающей надменностью и протянул юному композитору два пальца. Шостакович, несмотря на весь пиетет перед великим поэтом, все-таки не сдался и протянул ему в ответ один палец. Тогда Маяковский дружелюбно расхохотался и протянул ему всю пятерню. „Ты далеко пойдешь, Шостакович…“ Маяковский оказался прав» (Евтушенко Е. Политика – привилегия всех. М., 1990. С. 378).
137
Шостакович Д. Из воспоминаний о Маяковском. С. 316.
138
Флексатон – ударный инструмент, состоящий из гибкой стальной пластинки и двух деревянных шариков, помешенных на пружинящих стержнях. Звук образуется при потряхивании инструмента, когда шарики ударяются о пластинку.
139
Советская музыка. 1966. № 9. С. 13.
140
Фриц Штидри (1883–1968) – американский дирижер, австриец по происхождению, в 1933–1937 гг. дирижер Ленинградской филармонии.
141
Мейерхольд В. Э. Переписка: 1896–1939. М., 1976. С. 348.
142
Козинцев Г. Пространство трагедии: Дневник режиссера. Л., 1973. С. 222.
143
Шебалин В. Литературное наследие: воспоминания, переписка, статьи, выступления. М., 1975. С. 41.
144
Abraham G. Eight Soviet Composers. London, 1943. P. 18.
145
Musical America. 1933. January 10. P. 49.
146
Прокофьев С. С. и Мясковский Н. Я. Переписка. М., 1977. С. 396.
147
Там же. С. 416–417.
148
Письмо от 4 марта 1933 г. Цит. по: Из прошлого советской музыкальной культуры. Вып. 2. М., 1976. С. 41.
149
Цит. по: Орлов Г. Симфонии Шостаковича. М., 1961. С. 53.
150
Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 255.
151
Шостакович Д. Из писем 1930-х годов. С. 91.
152
См.: Рабочий и театр. 1930. № 60–61. С. 8, 9.
153
Цит. по: Юдин Г. «…Ваша работа для меня событие на всю жизнь». С. 91–92.
154
Федор Васильевич Лопухов (1886–1973) – авангардный хореограф, поставил балеты Шостаковича «Болт» и «Светлый ручей».
155
Лопухов Ф. Шестьдесят лет в балете: Воспоминания и записки балетмейстера. М., 1966. С. 257.
156
Композитор Шостакович о своем произведении // Смена. 1930. 21 января.
157
Цит. по: Хентова С. Шостакович. Т. 1. С. 255.
158
Пролетарский музыкант. 1930. № 3. С. 25.
159
Цит. по: Работы методического совещания по музыкальному образованию // Музыкальное образование. 1928. № 1. С. 54.
160
Цит. по: Наш музыкальный фронт: Материалы Всероссийской музыкальной конференции / Под ред. С. Корева. М., 1930. С. 25–26.