Школа счастья - стр. 10
и опасения.
Артур Шопенгауэр
(1788—1860, немецкий философ)
Как уже ясно из сказанного, да и ты сам тоже прекрасно это знаешь, счастье человека напрямую обусловлено третьим фактором – его характером. С хорошим характером намного легче жить. С плохим характером жизнь нередко просто превращается в пытку. Хотя характер прежде всего – дело наследственное, но все-таки его можно заметно изменить в лучшую сторону. Или по крайней мере проанализировать, понять, что же ты собой представляешь, какими чертами характера обладаешь и на что можно рассчитывать при таком характере. А это большая, сложная тема, поэтому и приходится говорить о характере в отдельной главе.
Ты еще совсем молодой человек, плохо себя знаешь, да и сформировался как личность далеко не окончательно. К тому же учти, что человек духовно формируется многие десятки лет, фактически он меняется всю жизнь. Поэтому в самом начале жизни тебе будет очень полезно разобраться, что же ты представляешь собой сейчас, каким характером наградили тебя родители? Ведь это очень интересно для тебя, не правда ли? И не только интересно, но и полезно: ведь ты узнаешь, каким духовным капиталом ты владеешь, как его можно использовать, в чем твои слабые места, используя которые, твои враги могут превратить тебя в биоробота с дистанционным управлением. Ты спросишь, как это возможно? Не спеши, об этом будет сказано потом.
Для начала послушай одну притчу.
Петр Первый строил новую столицу на Неве. Однажды он решил тайно посмотреть, как идет строительство, как работают люди. Он оделся в простое платье и инкогнито пошел в город. Навстречу ему попался обоз. Каждому вознице он задал один и тот же вопрос: «Что ты здесь делаешь?» Вот что ему отвечали возницы:
Первый: Камни вожу, не видишь, что ли!
Второй: Да вот, понимаешь, семью кормлю.
Третий: Как же! Петропавловский собор строю.
Четвертый: Представляешь, строю город на Неве!
Пятый: Прорубаю окно в Европу!
Подумай, о чем эта притча? Догадался? Она не о царе, не о камнях, не о возницах, она – о разных типах людей, о разных характерах. Но притча имеет следующее продолжение.
И тогда Петр Первый первого так и оставил простым возницей, второго назначил подрядчиком, третьего – помощником архитектора, четвертого – помощником градоначальника, а вот пятого взял в помощники себе.
Чем же отличаются эти возчики друг от друга? Каков у каждого из них тип личности? Первый зациклен только на себе (эгоцентрик), он не видит дальше собственного носа (камней). Второй, конечно, тоже видит камни, которые везет, но он уже думает и о других – о своей семье. Второй – человек более взрослый, более ответственный. Третий тоже кормит своим трудом семью, но мыслит еще шире – он уже представляет себе архитектурный замысел того здания, которое строит. Он не только уже вышел за рамки своих чисто физиологических потребностей, но и кормит семью, а, кроме того, у него есть другие интересы, ведь он видит дальше своего носа, потому что видит мир вокруг себя (хотя и довольно ограниченный). Четвертый мыслит категориями уже целого города, а вот пятый имеет настоящее государственное мышление, потому что кроме себя и своей семьи, кроме храма и города он видит весь мир! И конец притчи очень хорошо показывает нам, каков предел «карьеры», на что может рассчитывать и чего достичь человек с тем или иным типом личности, человек того или иного кругозора, уровня мышления. Понятно?