Школа красноречия. Учебно-практический курс речевика-имиджмейкера - стр. 23
(«Известия», 19 июня 1999 г.)
Задание 1. Без подготовки прочтите вслух текст А, стараясь интуитивно правильно соблюдать необходимые паузы. Вместе с преподавателем проанализируйте полученный результат.
Задание 2. Разметьте карандашом паузы в тексте. Определите, какие паузы являются техническими, какие эмоциональными. Снова прочтите текст с записью на пленку и проанализируйте запись.
Задание 3. Снова возьмите текст А, но необработанный, без отмеченных пауз и прочтите его с соблюдением по памяти всех необходимых пауз. Проанализируйте результаты первого, второго и третьего чтения.
Задание 4. Проанализируйте эмоциональную окраску всего текста в целом и каждого его абзаца, предложения. Отметьте фломастерами разного цвета те части текста, которые окрашены нейтрально, положительно или негативно. Продумайте, наколько интенсивно выражена та или иная эмоциональная окраска. Если она выражена особенно сильно, подчеркните соответствующее предложение (предложения, абзац) двумя чертами соответствующего цвета.
Задание 5. Прочтите вслух обработанный текст, используя все указанные приемы (темп, ритм, громкость) для выделения различных по эмоциональной окраске частей текста.
Задание 6. Возьмите необработанный текст А, представьте себя диктором на радио или оратором на трибуне и прочтите текст как можно выразительнее. Различается ли его чтение у диктора и оратора на трибуне? Если да, то чем? Как оценивает преподаватель ваше чтение, какие у вас еще есть недостатки?
Следует добавить, что громкость голоса (а иногда даже и темп речи) может служить не только техническим средством моделирования речи, не только средством выделения различных по эмоциональной окраске частей выступления, но и средством привлечения внимания слушателей. Нередко слушатели шумят, обсуждают что-то важное для них (особенно часто это бывает в залах не со случайной публикой, а в коллективах) или просто устали от множества предыдущих ораторов. В таких случаях для привлечения их внимания хорошо срабатывает прием внезапного, необоснованного, резкого и сильного повышения голоса почти до крика или же, наоборот, перехода на шепот. Понятно, что это делается в исключительных случаях, опытным оратором и не больше одного раза за выступление. Такие крик или шепот должны длиться недолго, и, когда цель (привлечение внимания) достигнута, надо переходить на обычную громкость речи. Конечно, лучше применять этот прием в начале выступления, а не в конце, когда основная часть речи уже прошла мимо ушей сидящих в зале. Причем говорят, что из двух способов – шепот и крик – первый действует намного лучше.