Школа эстетического воспитания - стр. 20
Однако «Руководство» не было свободно от недостатков. Программно-методические указания и содержание программного материала давались не по возрастным группам, а по отдельным разделам работы. Это создавало трудности для воспитателя в планировании работы, распределении материала в течение года, определении его объема в конкретные промежутки времени (месяц, квартал и т. п.), в определении объема и конкретного содержания работы в каждой возрастной группе.
Материал для младшей, средней и старшей групп распределялся фрагментарно в разделах работы. В разделе «Игра» указывалось на необходимость наблюдать за играми детей. Вместе с тем мало внимания уделялось требованиям к руководству играми, методам обогащения содержания детских игр, что значительно снижало роль воспитателя во время игр и их воспитательное значение.
Систематическое и планомерное осуществление задач воспитания в практике работы по «Руководству» затруднялось из-за недостаточной конкретности программного материала и методики его преподнесения детям. Например, из «Руководства» был исключен имевшийся в предыдущих программных документах специальный раздел, направленный на воспитание детей в духе коммунистической морали. Эти вопросы были раскрыты лишь в общем виде во введении к «Руководству». Вместе с тем конкретизировать программное содержание, методы работы с детьми в этой, одной из наиболее сложных областей воспитания, установить необходимую последовательность в преподнесении и усложнении познавательного материала с учетом возможностей дошкольников было под силу только наиболее квалифицированным практическим работникам.
Несмотря на некоторые пробелы, «Устав» и «Руководство» 1938 года имели огромное значение для улучшения работы детских садов. Они основывались на передовой практике и достижениях теории дошкольного воспитания.
В 1943 году была создана Академия педагогических наук, благодаря чему научно-исследовательская работа по проблемам дошкольного воспитания значительно активизировалась.
В НИИ теории и истории педагогики был создан сектор проблем дошкольного воспитания. В нем под руководством А. П. Усовой работали Р. И. Жуковская, В. Г. Нечаева, Л.A. Пеньевская, E. М. Радина. В НИИ художественного воспитания изучали проблемы эстетического воспитания Н.П. Сакулина, позднее – H.A. Ветлугина.
На основании проведенных исследований в 1945 году были выпущены новый «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателя детского сада». В этих документах появились новые разделы: «Работа детского сада с семьей», «Обязательные занятия». Данные документы развивали положения предшествующих «Устава» и «Руководства» (1938), обогащались последними достижениями теории и практики дошкольного воспитания. В «Руководстве» 1945 года более четко был поставлен вопрос о ведущей роли воспитателя.