Шклов и евреи. История, Холокост, наши дни - стр. 8
В Туристско-экскурсионном комплексе «Лысая гора» имеются сторожевые и смотровые башни, гостевые домики, ресторан, магазин. Его строили в стиле народного беларуского деревянного зодчества.
О Туристско-экскурсионном комплексе «Лысая гора» на сайте Шкловского горисполкома написано [7]:
«Туристско-экскурсионный комплекс «Лысая гора» расположен в 2 км. от г. Шклова в сосновом бору на берегу реки Днепр.
Комплекс включает в себя: 8 гостевых домиков на 50 мест, кафе, банкетный зал на 60 мест, сауну, футбольное поле, баню, спортивные и смотровые площадки, с которых открывается великолепная панорама на город и реку Днепр.
Для туристов организуются экскурсионные поездки в г. Шклов с посещением районного краеведческого музея, чудесного парка с древними дубами, памятника природы республиканского значения «Нижнинский ров», д. Александрия (тел. 8 (02239) 32—200).
Вход на территорию комплекса платный, можно воспользоваться оборудованной площадкой для шашлыков, сдаются в аренду коттеджи».
Шкловский идол
Шкловский идол является скульптурой, изображающей языческое божество, найденной в 1963 -м г. рядом со Шкловым.
О нем известно следующее [4]:
«Шкловский идол (Шклоўскі ідал)
Источники: http://dostoyanieplaneti.ru/4295-klovskij-idol и http://belskarb.com; https://ru.wikipedia.org; http://www.svaboda.org; http://www.sb.by;
«Шкловский идол – скульптура, изображающая языческое божество, найденная в 1963 году около белорусского города Шклов. Хранится в Национальном историческом музее Республики Беларусь в Минске. Шкловский идол изображает верхнюю часть мужского тела, обтёсанную в виде столба цилиндрической формы, нижняя честь которого имеет форму постамента. Фигура высечена из песчаника, составляет в высоту 1,2 метра и весит около 250 килограммов. Идол имеет лицо с рядом индивидуальных черт: четко прослеживаются глаза, по-видимому, закрытые, рот и усы. Сама фигура несомненно имеет фаллические очертания. На обозрение научному сообществу идол впервые был представлен в публикации Георгия Васильевича Штыхова. Идол был найден мальчиками из деревни Старый Шклов на берегу реки Серебрянка в урочище Кукушкин ров (Зязюлін роў). Взрослые выкопали скульптуру, дав ей шутливое название „олух“. Скульптура была перевезена в Минск археологом Леонидом Давыдовичем Поболем. При транспортировке в кузове грузовика идол получил повреждения: был сильно потёрт, его лицо оказалось немного стёсанным. Обзор основных теорий, касающихся идола, был хорошо отражен в докладе Забашты. Проблемы с атрибуцией, то есть определением времени его создания и этнокультурной принадлежности населения, которое ему поклонялось, вызваны отсутствием у находки подходящих для атрибуции признаков. По широко распространённой версии, выдвинутой Г. В. Штыховым, идол относится к Х веку, по другим – к VІ – Х, VІ – VII или VІ – XIII векам. Все версии являются гипотетическими и не имеют надёжного обоснования. Ещё одну версию предложил Забашта, который на основании датировок археологических памятников в окрестностях находки и похожих языческих идолов сделал вывод, что скульптура относится к XII – XIII векам. Забашта склоняется к версии, что идол оставило славянское население, но вместе с тем отмечает сходство скульптуры с так называемыми балтскими идолами из Риги и столбоподобными идолами из святилищ, обнаруженных в Смоленской области. Также невозможно соотнести идол с определенным божеством, но, опираясь на косвенные данные, как, например, закрытые глаза идола, можно предположить о его принадлежности к хтоническому миру умерших предков. Фаллическая форма может свидетельствовать об отношении функции божества к плодовитости и плодородию».