Размер шрифта
-
+

Шклов и евреи. История, Холокост, наши дни - стр. 1

© Маргарита Акулич, 2019


ISBN 978-5-4496-2743-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

В книге раскрыты общие сведения о беларуском городе Шклове и его достопримечательностях. Рассказано о его общей и еврейской истории, о холокосте. Приведен материал, касающийся синагог и еврейского кладбища.

Предлагаемая книга имеет образовательный и культурный характер.

I Шклов: общие сведения и общая история


Источник: https://www.holiday.by/by/afisha/catalog/107-den-ogurca-2018/skarb

1.1 Общие сведения о Шклове. Недооценка роли Шклова в беларуской истории

Общие сведения о Шклове


Шклов является городом в Могилевской области Беларуси, расположенным на реке Днепр, находящимся в тридцати пяти километрах к северу от города Могилева. В месте, где находится Шклов, находится пересечение автомобильной дороги «Могилев – Шклов – Орша». Здесь имеет место функционирование автобусного сообщения, работают маршрутки, есть ЖД- станция.


Источник: http://timer-odessa.net/news/bessarabskiy_bolgrad_i_belorusskiy_shklov_stali_


Если говорить о сегодняшнем населении Шклова, по состоянию на 01.01. 2018 г. оно равнялось 16300 чел. Площадь Шклова – немного больше десяти квадратных километров (10.49).

Шклов в наши дни больше похож на беларускую ухоженную и уютную глубинку, хотя история городка является многогранной и богатой. Три раза город оказывался уничтоженным, и затем возрожденным. Три раза менялось его местоположение.


Недооценка роли Шклова в беларуской истории

Существует мнение о недооценке роли Шклова в беларуской истории [3]:


Город Шклов с высоты птичьего полета. Источник: https://chrontime.com/city-by-shklov/31820


«На самом деле роль города в истории Беларуси недооценена. Судя по всему, это был достаточно крупный духовный, культурный и административный центр. Раскопки показали, что хотя укрепленная часть и небольшая, вокруг немало населенных пунктов. На смену праславянам в VI – VIII в долину реки Серебрянки пришло племя славян. Центр его поселения находился на Старошкловском городище. Древние жители этих мест были язычниками. Они поклонялись каменному идолу, находившемуся на одной из возвышенностей. С приходом на эти земли христианства идол был сброшен в реку. Его нашли в 1963 году. Уникальный экспонат сейчас хранится в Национальном музее истории и культуры Беларуси. Старый Шклов просуществовал до середины XVI века».


Вид на Шклов со стороны Днепра. Источник: http://shtetle.com/shtetls_mog/shklov/shklov_main.html


Городок был назван Шкловом из-за созвучного названия реки, на которой он был возведен [2]:

«Своё название городок получил от речки Шкловы (ныне – Шкловки). Корень гидронима Шклова (Шкловка) представляет собой тот же языковой элемент, что и вторая часть названия реки Ворсклы (приток Днепра). Элемент -скл- в давние времена, как можно думать, был географическим термином для обозначения текущей воды. Наименование Ворскла (Вор + скла) этимологически означает „лесная речка“ и свидетельствует о том, что эта река, как и Шкловка, была частью единого водного пути с севера на юг и в обратном направлении».

1.2 О древней истории Шклова. Шклов в 18 веке

О древней истории Шклова


Шклов – рисунок 18 века. Источник: https://poznamka.ru/belarus/dostoprimechatelnosti-shklova

«На самом деле первое документальное упоминание Шкловских земель связано с родом Гаштольдов 1518г. (Гаштольды – крупный магнацкий род, представители которого в XIV – XVI веках известны как государственные деятели Великого Княжество Литовского), в 1526 году Шклов впервые упоминается в записках дипломата С. Герберштейна, во время его дипломатической поездки в Москву. Чуть позднее документы 1527 и 1532 годов называют „земли Шкловские“ и „замок Шклов“ как собственность О. Гаштольда, одного из потомков князей Друцких. А датированное 1535 г. упоминание о Шклове содержится в Никоновской летописи и связано с сожжением города войсками русского воеводы Шуйского во время Ливонской войны. По общепринятой практике датой основания города следует считать именно дату первого его упоминания в летописных письменных источниках». [3].

Страница 1