Шихабутдин Марджани. Сборник статей, посвящённый 100-летию Ш. Марджани, изданный в Казани в 1915 г. - стр. 63
3. Хафизутдин ибн Насрутдин. Служил Марджани в Бухаре и в течение трёх лет учился у него. Сам прочёл много книг и участвовал в собраниях алимов Бухары и её округи. Позже исполнял обязанности имама и учителя в деревне Параньга Вятской области. У него есть множество больших и малых трудов, посвящённых тасаввуфу, вероубеждению, исламскому праву, хадисам и др. Но все они хранятся в рукописном виде, многие написаны на арабском, а некоторые – на персидском и татарском языках. В последние годы своей жизни в некоторых вопросах у него возникли разногласия с Марджани, чему он даже посвятил несколько книг. Одно время даже был назначен Духовным управлением корректором Коранов, издаваемых в Казани.
4. Ахмадуллатиф ибн Габдуллатиф (Ахмад ал-Латиф ибн ‘Абд ал-Латиф). В течение одного года обучался у Марджани в Бухаре, а потом исполнял обязанности имама в деревне Тумутук (Тымытык) Бугульминского уезда. Был одним из выдающихся алимов тех мест, преподавал многие годы, из его медресе вышли многие имамы. Занимался также воспитанием муридов. Умер в 1325 х./1907 г. В Бухаре учился вместе с братом Марджани Садрутдином.
5. Хусаин ибн Фаизхан. Выходец из деревни Сабаджай Симбирской губернии. После приезда из Бухары обучался в медресе Марджани у Баймурат-хазрата. Марджани обратил на него внимание, заметив его выдающийся талант, старания, справедливые взгляды. Ещё живя в Казани, Хусаин общался с Казембеком, который преподавал в Университете на факультете восточных языков. От имени Казембека они издали книгу «Мифтах канз ал-Курган»[48]. Хусаин приложил немало усилий для издания этой книги, весьма полезной для ориентации в аятах Корана.
Позже он был преподавателем арабского и турецкого языков в Петербургском университете на факультете восточных языков. А через три-четыре года был назначен лектором на этот факультет. Проработав там до последних дней своей жизни, он умер 29 раби ал-аввала 1283 х. / 30 июля 1866 г. в возрасте 43 лет.
Он является автором знаковой книги, посвящённой татарским медресе и их реформированию[49]. В ней есть много мыслей об истории медресе и состоянии. Фаизханов также написал книгу о войне крымских ханов c царями России и Польши[50]. Также он написал на русском языке одну книгу о морфологии и синтаксисе татарского языка, и маленькую статью, посвящённую религиозным обязанностям.
Хусаин много помогал Марджани. Живя в Петербурге, он неоднократно посылал Марджани информацию об истории Казани и Булгар, а также сведения, переписанные из специальной библиотеки восточных языков. Даже число тех записей, сделанных специально для «Вафиййат ал-аслаф», которые мы видели сами, превышает две сотни.