Размер шрифта
-
+

Шихабутдин Марджани. Сборник статей, посвящённый 100-летию Ш. Марджани, изданный в Казани в 1915 г. - стр. 24

Так как отец Марджани был муллой среднего достатка, тех денег, что он дал сыну для поездки в Бухару, не хватало для пропитания и аренды комнаты. Поэтому Марджани стал решать эту проблему и размышлять, как бы заработать денег.

Про это Садрутдин пишет следующее: «Марджани с детства задумывался о будущем. Поэтому по дороге в Бухару на имеющиеся деньги в Троицке он купил сундук, красиво украшенные коробки, и продавал их в дороге и в Бухаре. Довольно хорошо заработав на этом, он смог на свои деньги снять комнату в Бухаре».

Из Троицка до Бухары Марджани ехал на верблюде, по пути он видел киргизские и казахские деревни. Он сам рассказывал, что верхом на верблюде читал книги, и что «‘Акида ан-Насафи» он выучил именно тогда. От разных людей мы слышали, что в дороге Марджани всегда читал книги и до последних дней жизни не выходил в дорогу без книг. Люди, преданные знаниям, знающие цену жизни бывают именно такими.

Когда он остановился в киргизской деревне, то был гостем у одного киргиза. Хозяин дома, узнав, что Марджани – учёный, попросил его прочитать суру «Табарак». Когда же Марджани прочитал «Йасин», киргиз похвалил его, сказав: «Этот молодой ногаец действительно образован, он знает даже «Йасин».

Так как спутники Марджани – торговцы – останавливались на три-четыре дня в киргизских деревнях торговать и запасаться товаром, а где-то – даже на неделю, из Троицка в Бухару они ехали три месяца. Марджани довольно много раз слышал киргизский диалект. Иногда на собраниях, рассказывая истории про них, он и сам разговаривал на киргизском.

Должно быть, уже тогда Марджани обращал внимание на луну и исчисление по ней начала поста, потому что в одной из своих записей отмечает: «Вошли в месяц рамадан на один день раньше. Мы тоже в этот день постились».

Выехав из Ташкичу и проведя в дороге семь месяцев, 6 шавваля 1254 х. / 12 декабря 1838 г. Марджани прибыл в Бухару.

Обустройство жизни в Бухаре. Учителя. Отношение к порядкам в Бухаре. Получение образования. Жизнь в Бухаре

По приезде в Бухару Марджани надо было обосноваться в одном из медресе и снять себе комнату. Несмотря на то что медресе и комнаты в Бухаре были имуществом, завещанным на благотворительные цели, т. е. вукуфными, шакирдам их всё-таки сдавали за деньги. Так как комнаты приносили и некоторую прибыль, шакирды, приехавшие издалека, старались найти комнату даже на последние деньги. Марджани также нашёл себе самую дешёвую комнату в медресе ишана халифа Ниязкули[23], которая обошлась ему в 35 рублей.

Потом он начал получать уроки у одного из старейших и заслуженных учителей Бухары дамеллы Мирза-Салих А‘лам ибн Надир-Мухаммад ибн ‘Абд Аллах ал-Фиргани ал-Худжанди. Дамелла Мирза-Салих вскоре скончался, а Марджани с пользой для себя продолжал получать образование у других уважаемых преподавателей Бухары.

Страница 24