Шамбала – это не миф - стр. 35
«Хорошее знание человеческой природы не дает права на нехорошее отношение к человеку. Знать и все же являть дружелюбие и желание помощи будет уже свойством Архата. Владыки Знают и все же все силы Свои Отдают на служение людям, часто жертвуя даже жизнью. Таким образом, знание человеческой сущности не мешает любить человечество и отдавать ему все свои силы. Следуя в подражании за Учителем, явим такое же отношение к тем, с кем сталкивает нас жизнь. Знание и обсуждение очень далеки от критики и осуждения. Знать – не значит осуждать. Доброжелательный анализ с целью помочь допустим. Злопыхательное недоброжелательство осуждено. Нелегко, зная, сохранить добросердечие, то есть светоносное состояние сердца. Нелегко помогать или делиться знанием, не ожидая ни признательности, ни благодарности, ни даже доброго отношения взамен. Многие получившие часто платят за это самой черной неблагодарностью и злобствованием. Но только предательство и оскорбление Иерархии непоправимо и лишает права на помощь и связь. Все прочее не может служить препятствием к тому, чтобы помощь им прервалась, даже несмотря на проявленное недружелюбие. Конечно, если по каналу к ним открытого сердца текут злоба, осуждение и недовольство в ответ на посылаемый Свет, то следует соблюдать целесообразность и «не метать бисера». Слова о попирающих жемчуг знания пятою невежества по-прежнему остаются в силе. И хорошо, когда получившие платят только равнодушием или забывчивостью, бывает и хуже. Несущие Знание людям пусть не рассчитывают на получение мзды даже в виде признательности и благодарности. Тем более будет ценно это редкое качество в немногих, свет получивших от вас».
(См.: «Грани Агни Йоги» (Записи Б. Н. Абрамова.) Тт. 1 – 13, Новосибирск, 1993–1998.)
Как мы видим, отличительная особенность Архатов состоит не в свойственных им необычных способностях, которые (конечно, в меньшей степени) могут быть доступны и адептам сил зла. В книгах Агни Йоги неоднократно говорится о том, что феноменальные способности, свойственные адептам и тем более Архатам, являются простым приложением к определенной ступени духовно-нравственного развития. Человек, поднявшийся до состояния Архата, получает эти способности как дар Природы и своего собственного существа, т. к. необычные возможности скрыты в организме каждого человека. Достижение высочайшего уровня духовного развития превращает человека в сотрудника Высших Сил природы, – обладателя колоссального творческого потенциала.
Главным отличительным признаком Архата, как и всех Адептов Светлых Сил, является высочайшая ступень духовно-нравственного развития. Она проявляется прежде всего в качестве, часто называемом в Агни Йоге сердечностью, т. е. в гуманизме, доброте и любви ко всему Сущему. Высшие духовные качества человека не случайно связываются Махатмами с понятием сердечности. Принцип сердца, утверждаемый в философских учениях Махатм, является отнюдь не метафорой. Этот принцип основывается на знании психодуховной природы человека. В соответствии с эзотерическим учением, высшим энергетическим центром сознания, имеющим проявление в плотноматериальной, физической природе человека, является центр сердца (так как центр Сахасрары ассоциируется с принципом Атмы, не имеющим проявления на физическом плане). Именно этот центр, проецирующийся на физический орган сердца, является хранителем т. н. духовной, творческой, интуиции – принципа Буддхи, или духовного ума и высшей мудрости. В отличие от принципа интеллекта, который может служить как добру, так и злу, духовный ум представляет собой высшее, сверхсознательное эволюционное начало человека. Именно поэтому принцип сердечности и любви ко всему сущему считается высшим морально-этическим идеалом Учителей Шамбалы: