Размер шрифта
-
+

Шалинские сказы - стр. 22

– Бабушка, а я уже устала, – ропщет Леночка, – сегодня рано встали…

– Надо поработать, – скоро солнце жарить будет, – вразумляет помощницу старушка, откидывая пучок сорняков на межу.

– А зачем трудиться? – Ты сама говорила: жить надо как птицы…

– Отшельники – монахи так и живут, ибо они сподобились видеть мир иной, а мы все в миру: отягощены заботами о хлебе насущном – иного не дано, – как по Священному Писанию отвечает внучке Агафья Ивановна.

– А мой папа говорит, что человек свободен и может быть монахом или коммерсантом… Бог ему не может противодействовать, – не соглашается с бабушкой внучка.

– Может папа у тебя и прав – не берусь судить, но иногда, как говорит опыт жизни: предначертанность судьбы имеется и изменить её нельзя – на то воля Бога. Вот закончим прополку – расскажу…

– Ой, сейчас! Я устала! – восклицает девочка.

– Ну, да ладно, – снимая с рук резиновые перчатки, соглашается Агафья Ивановна, – но только после рассказа ещё грядку пройдем с тобой. Согласна?

– Да.

Они присаживаются на завалинке избушки с восточной стороны, подставив лицо и оголённые руки под ласковые утренние лучи солнца.

– Давно это было, где-то во-второй половине девятнадцатого века. В то время образовалась Русская православная старообрядческая церковь. Случилось это в Австро-Венгерской империи; там много скрывалось старообрядцев от гонений царских властей. Один из священников Русской православной церкви Амвросий перешёл к старообрядцам – он был рукоположен, то есть имел благословление, которое идет от апостолов Иисуса Христа. Так и образовалась старообрядческая Церковь Бело-Крыницкого толка, или ещё «австрийская» – как её обычно называли в народе, хотя австрийского духа там не было и в помине. Жили там, на Западной Украине, два инока – беспоповца по имени Аркадий и Константин. Они много и долго беседовали со служителями Древнеправославной Церкви Христовой и приняли в конце – концов крещение, убедившись в истинности восстановленной старообрядческой церкви. Очень много старообрядцев проживало в те времена на Урале и на востоке от него. И решили эти иноки нести свет истинной веры на Урал. Надели они на себя вериги11, а на ноги кандалы и в таком виде направились сюда. Через всю Украину и Россию иноки прошли до Урала пешком. На постоянное место жительства монахи остановились под городом Лысьвой. О их священном подвиге молва разлетелась по всему нашему краю. К инокам пошли паломники. Много народу своим подвижничеством обратили они в старообрядчество; переходили не только из беспоповцев, но и очень много из никониан, из официальной Церкви. Испугались священники – никониане и нашептали жандармам о том, что иноки Аркадий и Константин являются лазутчиками Австро-Венгерской империи, то есть шпионами. Добрые люди во – время сказали инокам об угрозе со стороны властей и они быстро покинули предместье города Лысьвы, направившись в наш район. В районе, особенно на западе, была по тем временам глушь, да зверь непуганый, только изредка возле полей встречались хутора. Возле одного их хуторов вблизи нынешнего села Платоново они решили вновь поселиться на постоянное жительство. Иноки испросили разрешение у владельца хутора Щукина Гурьяна Ивановича построить на его земле, в логу, по которому протекала безымянная речка, келью. Хозяин хутора не отказал.

Страница 22