Размер шрифта
-
+

Шахматы в начальной школе. Первый год обучения - стр. 2

Мы написали подобное фэнтези, посвященное шахматам. Оно системно знакомит детей с правилами древней игры, ее терминами, историей и секретами фигур, этикой борьбы за клетчатой доской, мифами и легендами, связанными с шахматами и входящими в сокровищницу мировой культуры. В книге – 16 глав: за сюжетной частью каждой из них, в которой «растворен» изучаемый материал, следуют вопросы к героям сказки. Венчает главу легенда, миф, былина или занимательная история. Между главами расположен раздел «Мастерская», где приводится большое количество задач для самостоятельного решения (ответы даны в конце книги).

В основе сюжета – полное приключений и тайн путешествие мальчика Сережи по Шахматной стране. Вместе со своими друзьями: любящим тайны Светланом, собирателем легенд Потеряем и карликовой обезьянкой Бусинкой – главный герой постепенно раскрывает секреты шахматной игры, знакомится с легендами о Каиссе, Диларам, Хосрове, Паламеде, Гаве и Талханде, былинами о Садко и Ставре Годиновиче…

Однако, разумеется, основную функциональную нагрузку в книге несут занимательные дидактические задания, расположенные в разделе «Мастерская». Именно они позволят юному читателю прочувствовать, что умеет и что не умеет каждая из шахматных фигур. До сих пор не изжито расхожее мнение, что шахматы – простая игра. Это не так. Шахматы – сложная игра. Поэтому, чтобы в полной мере прочувствовать ее многочисленные тонкости, следует постигать ее тайны не спеша, не пропуская ни одного этапа. При этом одним из важнейших этапов, на который раньше в общемировой методике обучения шахматной игре не обращалось должного внимания, является доматовый этап обучения (до объяснения термина «мат»). Это важнейший первый технологический этап обучения шахматной игре, на котором базовым методом обучения является моделирование. Ключевую роль на этом этапе обучения несут дидактические задания «Перехитри часовых», «Уничтожение фигуры», «Защити фигуру, «Две против двух», «Незащищенная фигура», «Заколдованные фигуры», «Верный маршрут», «Уход из-под боя», «Размен», «Двойной удар», «Связка», «Развязывание». Именно они на первом этапе обучения позволяют смоделировать на доступном для понимания детей уровне различные сложные ситуации, возникающие на шахматной доске в процессе реальной шахматной партии. Многие из этих заданий являются ноу-хау автора книги. Как и использование в процессе обучения не только всей шахматной доски, но и ее фрагментов.

Еще одной важной технологической тонкостью процесса обучения детей шахматным основам является «опредмечивание» полей шахматной доски. Этот прием выявлен автором книги более 30 лет назад и используется с неизменным успехом. Суть его заключается в следующем. Шахматная доска состоит из большого количества клеток-полей – из 64. Глаз ребенка останавливается преимущественно на «опредмеченных» полях – на тех, где расположены шахматные фигуры. А остальные поля, даже значимые для решения той или иной задачи, нередко оказываются вне зоны внимания. Ребенку относительно несложно заметить, что при своем ходе он может побить ту или иную неприятельскую фигуру. Но ему неизмеримо сложнее, к примеру, напасть на неприятельскую фигуру, – то есть передвинуть свою фигуру на то свободное от фигур поле, с которого фигура противника окажется под ударом. Чтобы ребенок увидел это поле, на данное поле помещается некий небольшой предмет. Если процесс обучения проводится для группы детей, скажем, для учащихся начальных классов на уроке шахмат, то в одном из вариантов «опредмечивание» производится на демонстрационной шахматной доске с помощью магнитов различного цвета. Например, магниты зеленого цвета помещаются на те поля, на которых после сделанного нами хода противник не может побить нашу фигуру. А магниты красного цвета помещаются на те поля, на которых после сделанного нами хода противник может побить нашу фигуру. Это существенно облегчает процесс начального обучения шахматным азам.

Страница 2