Шахерезада. Тысяча и одно воспоминание
1
По свидетельству М. А. Давыдова в книге: Б. Кузин. Воспоминания, произведения, переписка (СПб, 1999) – его фамилия была Кушнарев.
2
В 1830–1831 гг.
3
«Баллада» была написана по следам исполнения Г. Нейгаузом ми-минорного концерта Шопена 15 августа 1930 г. в парке Владимирская горка.
4
Памятник князю Владимиру высится на крутом берегу Днепра в парке Владимирская горка. В руках у князя – большой крест, который в описываемое время подсвечивался по ночам.
5
Некоторые сцены романа и пьесы Булгакова разыгрывались в стенах Первой гимназии. Но, как рассказывал А. Козловский, и Вторая гимназия аналогично использовалась во время военных событий в Киеве в 1918–1919 гг.
6
А. Козловский родился 15 (2 по стар. ст.) октября 1905 г. Он стал заниматься у Б. Яворского с осени 1916 г.
7
Б. Яворский в 1916–1921 гг. был преподавателем Киевской консерватории, в 1921–1930 гг. работал в созданном им Первом государственном музыкальном техникуме в Москве, где у него позднее учился А. Козловский.
8
Впервые Баховский семинар Б. Яворского открылся в Киеве в 1916 г. В нем принимали участие как студенты, так и известные музыканты.
9
См. Альберт Швейцер «Иоганн Себастьян Бах».
10
Юдина М. В. Статьи, воспоминания, материалы. М., 1978.
11
Żal (произносится «жаль») – сожаление, скорбь, горе утраты, сочувствие, сострадание (польск.).
12
А. Скрябин умер в 1915 г. Его вдова Т. Шлёцер в 1918 г. переехала из Москвы с детьми в поселок Ирпень под Киевом, затем, в январе 1919 г., – в Киев. Ю. Скрябин начал заниматься в Киевской консерватории с осени 1918 г.
13
По-видимому, в апреле 1919 г.
14
Ю. Скрябин погиб в июне 1919 г. После него остались четыре прелюдии для фортепиано.
15
Дима (Владимир Александрович) Дукельский, так же как и А. Козловский, занимался в 1910‑х гг. в Киевской консерватории у Б. Яворского.
16
Г. Нейгауз в 1919–1922 гг. преподавал в Киевской консерватории.
17
Ф. Блуменфельд, дядя Г. Нейгауза, – в 1920–1922 гг. профессор Киевской консерватории.
18
В. Дукельский вместе с семьей покинул Киев в конце 1919 г.
19
С 1921 г. он жил в США. Его псевдоним – Вернон Дюк.
20
Козловские выехали в это зажиточное село в ноябре 1919 г.
21
Отец А. Козловского преподавал в гимназии русский язык. Семья приехала в Масловку вслед за другими преподавательскими семьями. Родители жили здесь еще и в 1926 году.
22
Масловский институт селекции и семеноводства, просуществовавший 16 лет (1921–1937), был известен экспериментами в области селекции новых сортов зерновых, над которыми работали известные специалисты.
23
Эпическая песня о гибели казацкого полковника Данилы Нечая.
24
М. Чюрлёнису принадлежат четыре живописные картины из цикла «Соната весны»: «Скерцо», «Аллегро», «Анданте», «Финале», написанные в 1907 г.
25
Брат привез А. Козловского в Москву в августе 1923 г.; в октябре этого года ему исполнилось 18 лет.
26
После окончания Московской консерватории А. Козловский в 1931–1933 гг. был дирижером Оперного театра, созданного Станиславским (теперь Московский академический музыкальный театр им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко).
27
М. Чехов в 1922 г. возглавил Первую студию МХАТа, которая в 1924 г. была преобразована в МХАТ второй.
28
Эквиритмический перевод – перевод текста, выполненный с сохранением стихотворного размера.
29
В то время сирень продавалась в цветочных горшках.
30
Симфоническая поэма С. Василенко на сюжет сказки О. Уайльда «Кентервильское привидение».
31
Знаменитый концертный зал в Лейпциге, Германия.
32
Рубато – варьирование темпа при исполнении академического музыкального произведения.
33
Возможно, эта история была придумана К. Станиславским.
34
ЦЕТЕТИС – Центральный техникум театрального искусства.
35
Мелос (греч.) – напев, мелодия.
36
В Красногорском районе Московской области.
37
Небольшой клавиатурный инструмент, род органа.
38
«Щедрик» – рождественская украинская народная песня, колядка, получившая всемирную популярность в музыкальной обработке Н. Леонтовича.
39
Речь идет об опере «Нюрнбергские мастера пения».
40
Рассказ Галины Козловской о поездке Бориса Пастернака в Степановское. Первая публикация: журнал «Музыкальная академия», 1991, № 1.
41
Отсылка к стихотворению Б. Пастернака «Годами когда-нибудь в зале концертной…» (1931) о Е. В. Пастернак: «…Художницы робкой, как сон, крутолобость, / С беззлобной улыбкой, улыбкой взахлеб, / Улыбкой, огромной и светлой, как глобус, / Художницы облик, улыбку и лоб».
42
Е. Пастернак снимала дачу в Степановском летом 1935 г.
43
Пусинька – это друг семьи Елизавета Михайловна Стеценко (1873–1961). В сведениях, которые далее приводит о ней Г. Козловская, есть ошибки. Она – урожденная Гирей, дочь крымского хана Менгли-Гирея, в первом браке Лопухина, фрейлина императрицы. Потеряла на войне сына и мужа князя Д. А. Лопухина. Ее единственный сын Георгий Лопухин, корнет гвардии, погиб в одном из первых боев в 1914 г. – Примеч. Е. Б. и Е. В. Пастернаков.
44
Это было в конце июля 1935 г., когда Б. Пастернак вернулся из Парижа, где он присутствовал на антифашистском Международном конгрессе писателей в защиту культуры.
45
Б. Пастернак «Город» (1916).
46
Сейчас – Тимирязевская улица.
47
Соломенная сторожка – историческая местность на севере Москвы. Топоним происходит от названия избушки сторожей, которая во второй половине XIX в. находилась на границе угодий сельхозакадемии (ныне МСХА) и Бутырского луга, где часто прятались различные преступники.
48
Воронья слободка – так называлась квартира, в которой обитали известные своей склочностью герои романа «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова.
49
Оперетта Ф. Зуппе.
50
В 1936 г.
51
М. Цветаев освободился в 1941 г. С 1949 г. долгие годы жил и трудился в Душанбе.
52
Аркадий Алексеевич Шишаков после освобождения жил в Осинниках Кемеровской области, открыл при Доме пионеров музыкальный кружок, на базе которого была создана музыкальная школа.
53
Жена Яхонтова – Еликонида Ефимовна Попова-Яхонтова.
54
Ташкент построен на лёссовых грунтах – осадочной горной породе светло-желтого или палевого цвета, отчего земля в солнечном свете кажется розовой.
55
По-видимому, фамилия дана с ошибкой. В то время в Ташкенте жил и работал архитектор Маркевич Иван Антонович, которому, вероятно, и было адресовано одно из рекомендательных писем.
56
Местного жителя, у которого Козловские должны были снять жилье.
57
Махалля Игарчи – Квартал ремесленников, изготовителей сёдел. В нем Козловские прожили первые три года ссылки.
58
Дутар – восточный музыкальный инструмент, щипковый с двумя струнами.
59
Козлодрание – конноспортивная игра у некоторых народов Средней Азии, в которой всадники стараются отнять друг у друга обезглавленную тушу козла.
60
Катта ашуля (большая песня, узб.) – духовная песня, исполняемая на высоких тонах горловым пением двумя-тремя певцами. У рта певцы держат, покачивая, небольшие тарелочки, изменяющие высоту звука.
61
Сурнай – восточный духовой музыкальный инструмент.
62
Той – восточное празднество, сопровождаемое пением, танцами, пиршеством.
63
Супа (суфа) – небольшое возвышение из глины или кирпича во дворе или в саду, застеленное ковром и предназначенное для сидения или возлежания нескольких человек.
64
Ганч – разновидность алебастра, материал для изготовления резного орнамента.
65
Чачван – густая сетка из черного конского волоса, закрывающая лицо; одевается под паранджу.
66
Регистан – самая знаменитая из дошедших до наших дней среднеазиатская «парадная» площадь, обрамленная уникальным архитектурным ансамблем из трех медресе.
67
Аския – жанр узбекского народного творчества – состязание в остроумии, предполагающее понимание контекста, нюансов языка и культуры.
68
«Вой дост!» (узб.) – «Браво!».
69
Гур-Эмир (Гробница эмира) – мавзолей, построенный основателем империи Тамерланом для себя и своих потомков, шедевр среднеазиатского зодчества.
70
Хранителем Гур-Эмира был в то время Масуд Алаев, позже репрессированный за отказ вскрыть гробницу Тимура ввиду старинной предостерегающей надписи, выбитой на ее дверях.
71
Мираншах и Шахрух – сыновья Тамерлана.
72
Дмитрий Федорович Козловский. Второго брата, Сергея, к этому времени уже не было в живых (покончил с собой, опасаясь ареста, в период репрессий).
73
В позднейших исследованиях эта теория не подтвердилась. Блокирование шейных позвонков не влияет на постановку головы и объём движений шеи человека.
74
Существуют и другие версии о том, как была найдена могила. Повреждены были не надбровные дуги, а края глазниц.
75
Постановка осуществлялась в Театре оперы и балета (теперь Государственный академический Большой театр им. А. Навои).
76
Мумин Усто (Благочестивый Мастер, узб.) – Николаев Александр Васильевич. Один из основателей узбекского авангарда. Приехал в Самарканд в 1920 г. с группой выпускников ВХУТЕМАСа для восстановления памятников архитектуры. Был увлечен суфизмом с его философией любви как наивысшего состояния человека. В Азии создал свои лучшие картины, изображая идею совершенной любви через образы прекрасных юношей-бача (подростков – музицировавших и танцевавших в чайханах, переодетыми в женское платье). За несоответствие образу советского художника Усто Мумин был осужден. После возвращения в Ташкент создал эскизы декораций и костюмов к опере «Улугбек». (По материалам книги Э. Шафранской «А. В. Николаев – Усто Мумин: судьба в истории и культуре». СПб, 2014.)
77
М. Глинка написал на испанские народные темы две симфонические увертюры.
78
Премьера состоялась в 1942 г.
79
После убийства в январе 1948 г. С. Михоэлса Еврейский театр возглавил В. Зускин, но уже в декабре 1948 г. он был арестован и в августе 1952 г. расстрелян.
80
Имеются в виду встреча с М. Герасимовым в Узбекской академии наук, когда он показывал Козловским череп Улугбека, и запись об этом событии, сделанная на партитуре оперы. См. с. 87–88.
81
В Ленинграде во время блокады так называли советскую территорию, свободную от оккупации.
82
А. Ахматова «Тот город, мной любимый с детства…» (1929).
83
По свидетельству Елены Владимировны Пастернак, А. Ахматову к Козловским привели брат А. Козловского Дмитрий и Евгения Владимировна Пастернак с сыном Женей.
84
«Поэму без героя» А. Ахматова начала писать в Ленинграде в 1940 г. Основная часть была завершена в Ташкенте. Позднее она перерабатывалась и дополнялась.
85
Балахана – легкая надстройка над первым этажом, верхний, второй, этаж дома в Средней Азии.
86
5 августа 1943 г.
87
Б. Кац, Р. Тименчик. Анна Ахматова и музыка. Л., 1989.
88
А. Ахматова уехала из Ташкента весной 1944 г.
89
Мать Г. Козловской умерла перед войной в 1941 г., а брат Валериан был на фронте.
90
Маком – в узбекской и таджикской музыке ладовая основа мелодий и песен.
91
Поэма А. Козловского «По прочтении Айни» навеяна книгой С. Айни «Воспоминания» («Бухара»).
92
В 1951 г.
93
Клычев – административный работник в Союзе композиторов и Ташкентской консерватории, от злоупотреблений которого во время войны немало страдал А. Козловский.
94
Голконда – один из мусульманских султанатов в Центральной Индии, где находились богатейшие алмазные копи, снабжавшие драгоценными камнями всю Азию.
95
Это было в 1955 г.
96
Песня «Ванде матарам» («Поклоняюсь тебе, мать») в Индии считается равноправной с гимном.