Шаг за шагом. Тайны почерка - стр. 8
Две школы графологической мысли
Ниже мы рассмотрим, как развивались две ведущие школы графологии: французская и немецкая.
Вуаля! Французская метода
Ранее мы уже говорили о роли аббата Мишона, после исследований которого утвердилась система классификации почерка, анализирующая его отдельные элементы. По этой причине французский метод принято называть «атомистическим».
Французы выделяют несколько категорий. В числе основных:
разметка – каким образом написанное размещается на странице;
величина – сколько места занимает написанное (размер букв);
нажим – мера интенсивности давления на перо;
форма – стиль написания;
скорость – темп написания;
непрерывность – виды и степень выраженности меж- и внутрибуквенных связок;
направление – каким образом ориентировано письмо.
Что есть что
Французский метод называется «атомистическим» (состоящим из множества отдельных, часто несоизмеримых элементов), поскольку он предполагает анализ почерка «по кусочкам». Используя систему категорий Крепье-Жамена, почерк разбивается на отдельные компоненты и анализируется шаг за шагом, словно под микроскопом.
Ахтунг! Немецкая система
Немецкая система графологического анализа существенно отличается от французской методы. Она получила наименование холистической, или гештальтной. Это означает, что целое почитается в ней большим, чем сумма его отдельных частей, и что ни один элемент почерка не имеет значимости вне контекста почерка в целом. Гештальтная психология утверждает, что в почерке находят выражение три вида образов, каждый из которых обладает собственным ритмом.
Образ пространства – как пишущий видит мир.
Образ движения – как пишущий действует в этом мире.
Образ формы – каким пишущий видит себя.
Способ, посредством которого эти три образа сополагаются, является основой для понимания личности. Если какой-либо из этих образов нарушен, графолог-аналитик может указать «проблемные зоны» личности. Сказанное во многом прояснится для читателя впоследствии, когда мы подробно рассмотрим каждый из трех образов.
Что есть что
Гештальт представляет собой целостную структуру, элементы которой не могут быть рассмотрены вне целого. Сумма, таким образом, больше, чем ее слагаемые.
Для серьезных графологов постижение картины в целом является необходимым для должного понимания личности. Без этого перед нами окажется лишь перечень черт характера, которые сами по себе ничего не значат. Тем не менее, ни холистическая система, ни атомистический метод нельзя считать «наилучшим», и лишь их комбинированное использование обеспечивает наиболее полное и достоверное понимание личности индивида.