Шаг за шагом. Тайны почерка - стр. 11
Рис. 1. Резкий, тяжелый почерк
Рис. 2. Округлый почерк
А что вы скажете о скругленных, мягких формах следующего образца (рис. 2)? Почему-то сразу становится очевидным, что он принадлежит какому-то славному человеку. Он создает впечатление доброжелательности, миролюбия, симпатии.
Почерк способен сказать нам многое, если мы сумеем расслышать то, что он говорит.
Мы разные, но такие похожие
В своем классическом труде «Диаграммы бессознательного» Вернер Вольф описывает серию экспериментов, в ходе которых он предлагал группе добровольцев сначала написать букву G так, как это сделал бы человек агрессивный, а затем так, как это сделал бы человек робкий. Все участники опыта в первом случае написали букву большей по размерам, а во втором – меньшей.
Далее Вольф выяснил, что и другие типы графических форм вызывают сходные ассоциации у различных людей. Несколько групп участников по его просьбе соотнесли ряд понятий, включавший слова, запахи, вкусы, ощущения, материалы, цвета и музыку, с фигурами округлой и угловатой формы (рис. 3). В 80 % случаев результаты распределения совпали.
Рис. 3. Графические формы, предложенные Вольфом
Эти опыты были очень важны, так как доказывали, что почерк выявляет устойчивый и узнаваемый тип выражения. Люди интуитивно идентифицируют символические значения, идет ли речь о знаках письменности или же абстрактных фигурах.
Исследования показали, что в любой части мира рисунки, сделанные маленькими детьми, следуют модели, соответствующей их возрасту. Независимо от того, живет ли ребенок в России или же Уганде, в возрасте трех лет дети рисуют примерно одинаково. Применив эту закономерность к почерку, мы получим ответ на вопрос, почему анализ графических форм может использоваться для понимания личности.
Вы можете самостоятельно провести следующий эксперимент, будучи в компании друзей. Попросите их изобразить, используя лишь различные виды линий, те или иные чувства. Никаких слов или иллюстраций, лишь линии – прямые, округлые, угловатые, тонкие или жирные. Пусть они выразят с их помощью любовь, печаль, счастье, злость.
Результаты окажутся очень схожими. Злость предстанет в виде прямых жирных линий. Любовь – в виде линий волнистых. Печаль примет форму нисходящих линий, счастье – восходящих. Это докажет вам, что графология – вовсе не гадание, не магия. Она основывается на рациональных принципах и на нашей способности к пониманию символов, которые являются неотъемлемой частью нас самих.
Курсив мой
Проводя графологические эксперименты, будьте точны в своих инструкциях. Четко объясните участвующим, что именно от них требуется. В противном случае вам придется иметь дело с некоторым количеством интересных, однако малополезных сведений.