Размер шрифта
-
+

Север Москвы вокруг Ярославской дороги. Путеводитель для путешественников и паломников с описанием наиболее интересных исторических объектов - стр. 24

>Соловецкий монастырь.


В 1546 году в Новгороде Великом архиепископ Феодосий посвятил Филиппа во игумена Соловецкой обители. Новопоставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители и ее основателей – преподобных Савватия и Зосимы Соловецких (память 27 сентября и 17 апреля). Он разыскал образ Божией Матери «Одигитрия», принесенный на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием; обрел каменный крест, стоявший когда-то перед келией преподобного. Были найдены Псалтирь, принадлежавшая преподобному Зосиме († 1478), первому игумену Соловецкому, и его ризы, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца. Обитель духовно возрождалась. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав. Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма – трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под его северной папертью он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы в обители процветает: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (память 3 июля), Вассиан и Иона Пертоминские (память 12 июня).

>Обитель преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Книжная миниатюра XVIII в.


Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника, советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укрощать нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор такого первосвятителя для Русской Церкви казался ему наилучшим. Филипп долго отказывался возложить на себя великое, но тяжкое бремя Предстоятеля Русской Православной Церкви. Духовной близости с царем Иоанном он не чувствовал. Пытался убедить царя упразднить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее пользу для государства. Наконец, грозный царь и святой митрополит пришли к уговору, чтобы святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с митрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты. 25 июля 1566 года свершилось посвящение святого Филиппа на кафедру Московских Первосвятителей, к сонму которых предстояло ему вскоре присоединиться.

Страница 24