Размер шрифта
-
+

Серебряный век права - стр. 4

В 80-е годы XIX в. на базе реализма стал складываться натурализм – идейно-художественное направление в европейской культуре последней трети XIX в., которое характеризуется повышенным вниманием к среде обитания людей и базируется на предопределенности человеческих пороков. Натурализм сводил человеческую сущность и смысл существования лишь к биологическим мотивам, объяснял формирование характера и судеб одной лишь средой бытования. В своей основе он связан с позитивизмом, эволюционной теорией Ч. Дарвина и теориями И. Тэна. Глашатаями натурализма выступили братья Ж. и Э. Гонкуры, а наиболее ярким представителем стал Э. Золя. Влияние натурализма испытали и русские писатели-реалисты: М. Горький («На дне»), Л.Н. Толстой («Власть тьмы)[9].

В последней четверти XIX в. искусство Европы вступило в эпоху декаданса (упадка). Это очень сложное и противоречивое явление. На начальных этапах оно было связано с реализмом. Термином «декаданс» обозначаются кризисные в культуре конца XIX – начала XX в. Впервые черты декаданса проявились во французском символизме, а позднее у модернистов.

Большое количество талантливых представителей эстетики символизма дала миру Россия. Это творчество Д. Мережковского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба, А. Блока, И. Анненского, А. Белого, М. Кузмина, К. Бальмонта, И. Северянина, В. Брюсова. Поэты-символисты использовали слова в их символическом, переносном значении, создавая систему образов-символов.

Импрессионизм – направление в искусстве, сформировавшееся во Франции в конце 60-х – начале 70-х годов XIX в. и стремящееся запечатлеть мир во всей его подвижности и изменчивости, отразить мгновенное впечатление. Импрессионистические черты можно увидеть в творчестве В. Серова, К. Коровина, в некоторых произведениях М. Врубеля. К музыкантам-импрессионистам относят композитора А. Скрябина.

Основные новации в художественной культуре, возникшие в первой половине XX в., сформировались преимущественно в русле модернизма и авангардизма. Все модернистские и авангардистские течения имеют одно общее: они отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают познавательные, истолковательные функции искусства. Одно из главных стремлений художников-модернистов – это поиск собственной неповторимости. Центрами модернизма были такие страны, как Англия, Германия, Италия, Россия, Франция.

Модернизм, в свою очередь, подразделяется на множество направлений: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм и др.

Российский живописец Василий Кандинский считается отцом абстракционизма, а Казимир Малевич – основателем супрематизма. Еще одно направление абстракционизма – лучизм возглавили Михаил Ларионов и Наталия Гончарова. Марк Шагал – один из виднейших представителей сюрреализма.

Страница 4