Сербский мир - стр. 8
Итак, югославизм – это идеологическая концепция, имеющая целью максимально ослабить самый сильный народ на Балканах – сербов, не дать им доминировать в своем регионе. Причем если политика Австро-Венгрии в этом плане получала глубокую осмысленность в свете поддержки Российской Империей сербов, после крушения Империи целью великих держав было просто ослабление сербов. Сначала это было сделано путем навязывания сербам чужеродной государственной концепции, размазывавшей политическую субъектность сербского народа и распылявшую его силы на ненужные ему задачи, позже, во время второй мировой войны – через поддержку мощного политического субъекта, неизбежно сталкивающегося с сербским стремлением к лидерству. Борьба с «великосербским шовинизмом» была одним из основополагающих принципов политики Тито, и борьба эта была крайне ожесточенной. О. Валецкий пишет о том, что после «освобождения» Югославии Тито уничтожил десятки тысяч четников и членов их семей23. Недалекий наблюдатель может решить, что это естественная историческая логика – новая историческая сила вытесняет старую. Однако важно обратить внимание на следующую структурную, если хотите – онтологическую разницу между сербским национализмом и красным югославизмом.
Сербский национализм опирался на весь сербский народ. Сербы были не в самом лучшем состоянии в межвоенный период, однако у них были корни. Сербский национализм в историческом плане опирается на имперское наследие Стефана Душана и – самое главное – на память о битве на Косовом Поле. Эта битва стала буквально кодом бытия сербского народа, некоторые сербские авторы понимали эту битву буквально в литургическом ключе – как пример добровольного самопожертвования всего народа ради веры во Христа24. Да, эта битва стала началом турецкого ига, но истинную победу сербы видели на небесах, и память о битве всегда помогала им бороться за свое будущее и за власть над окрестным землями.
Титовский же югославизм базировался на марксизме, что обуславливало его социальную базу. Югославские народы не избежали процессов, изменивших остальные европейские народы – индустриализация, создание массового общества – поэтому Тито удалось на основе колоссального выброса социальной энергии создать государство-фантом.
Следовательно, югославизм Тито, сумев поднять мощный социальный пласт на борьбу, как не имеющая никаких корней утопия был обречен, чего не могли не понимать великие державы. Собственно, этот пример характерен еще и тем, что утопия, один раз уже доказавшая свою неспособность жить, была осуществлена снова.