Семья и семейное воспитание: кросс-культурный анализ на материале России и США - стр. 58
Оценка семьи на индивидуальном уровне динамична и гибко реагирует на разнообразные социокультурные изменения, в то время как социальная ценность семьи, т. е. ее социальная значимость, более фундаментальна, устойчива. Такова главная причина часто отмечаемого несовпадения индивидуального и социального статусов ценности семьи.
Консерватизм семьи в ее социальной значимости не может рассматриваться как однозначно отрицательное явление, так как он способствует сглаживанию противоречий между старым и новым, препятствует распаду семьи (см. Антонов, Сорокин). При этом индивидуальный уровень оценки семьи не меняет ее институциональных функций.
Различие между социальной ценностью (значимостью) семьи и личностной ценностью (оценками и выборами реального поведения) является основной причиной трансформации семьи как ценности. Эта трансформация приводит к необходимости изменений нормативных оснований семьи как социального института общества.
Ценностное положение семьи как значимого институционального образца свидетельствует о снижении ее полифункциональности в системе других социальных институтов. В изменяющемся ценностном мире современной России семья как социокультурная ценность представлена через традиционные провозглашаемые и социально одобряемые образцы семейного поведения, а также через их положительное отражение в индивидуальных оценочных отношениях и выборах индивидов. При этом отражение социальной значимости семьи на индивидуальном уровне дополняется инновационными либеральными и рыночными характеристиками (критериями). Традиционные и либеральные ценности семьи не противопоставляются в современном обществе, доминирующие традиционные дополняются либеральными, а либеральные совмещаются с традиционными. Если в целом «ценностный портрет» современных россиян характеризуется «ценностной неопределенностью», то семья как социокультурная ценность являет собой доминирование традиционных качеств (характеристик) (см. Антонов, Сорокин).
В современных условиях можно констатировать неизбежность изменения идеально-типической модели семьи в сторону легитимизированного признания ее плюральных форм и необходимости интеграции существующего в обществе множества ценностных отношений к семье на уровне государственной концепции, определяющей направленность семейной политики. Концепция устойчивого развития, в рамках которой социальные новации принимаются как закономерность, предполагает необходимость их постепенного включения в традиционный ценностный фонд культуры.
Противоречие между традиционными представлениями о ценности семьи с ее ограничительными нормативными основаниями, с одной стороны, и стремлением реализовать индивидуальную свободу в выборе жизненного семейного стиля, с другой стороны, чревато усилением деструктивных импульсов по отношению к устаревшим семейным нормативам. При неразвитой социальной инфраструктуре, не компенсирующей функции семьи, общество не может безоглядно поощрять отход от традиционных форм семейной жизни, столь существенных для сохранения социальной безопасности.