Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2 - стр. 60
Задача состоит не в том, отмечал И. С. Кон, чтобы уберечь юношей и девушек от сексуальности – это и невозможно, и не нужно, а в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной социальной и личной жизни. Это значит, что старшеклассники должны знать не только биологию пола, но и иметь ясные представления о социальных и психологических аспектах проблемы (Кон, 1979, с. 137). Поэтому проблема «полового воспитания состоит отнюдь не только в «половом просвещении», акцентирующем внимание на сексуальных отношениях, а в воспитании будущих мужчин и женщин, способных любить и готовых к трудностям семейного быта, материнства и отцовства. Способность любить является признаком личностной зрелости человека. «Радоваться самому существованию другого человека – вот выражение любви в ее исходном и самом чистом виде» (Рубинштейн, 1976, с. 370). Воспитательная работа с подростками и старшеклассниками приобретает форму социально-психологической поддержки процесса полового и семейного самоопределения (Черникова, Камышанова, 2006, с 163).
Дать полное объяснение феномену человеческой любви, феномену семьи с помощью средств научного познания невозможно в силу уникальности, присущей этим феноменам. Любовь каждого человека индивидуальна, каждый по-разному и в разном возрасте находит свою любовь, переживает свой неповторимый опыт любви и создания семьи.
Однако осознание приходит через «ворота» научной мысли (Л. С. Выготский), а психологическая наука все-таки способна прояснить суть любви и значение семьи, описать и классифицировать проявления любовных переживаний, семейных отношений. Поэтому наиболее эффективным методом воспитания в школе личности растущего человека, в том числе и полового воспитания, было бы полноценное психологическое образование. Л. С. Выготский писал в связи с проблемой полового воспитания: «Нет никаких путей для этики, которые не были бы проложены через психологию. Этические усилия и заключаются в овладении природными влечениями, говорящими в человеке. В этом смысле та свобода воли, которую необходимо предполагает этическое решение, заключается в господстве над самим собой, основанным на правильном понимании природной необходимости. Нужно иметь известный психологический опыт для того, чтобы овладеть собой. Это длительное и трудное искусство, которому надо долго учиться, вероятно труднейшее из всех остальных искусств овладения природой» (Выготский, 1929, с. 140).
Психология как учебный предмет может в какой-то степени рассматриваться как зона ближайшего развития личности. Эту «зону» создает учитель, постепенно вводя ребенка (в соответствии с возрастом) в мир все более усложняющихся человеческих и социальных отношений, в мир человеческих чувств, переживаний, знаний, размышлений. В мир ответственности за свои решения, поступки, отношения, за свое поведение и общение, в целом, за определение нравственного смысла своей жизни и нахождение путей его реализации.