Размер шрифта
-
+

Семейное воспитание и развитие личности ребенка - стр. 3

Скорее всего, наши далекие предки, подчиняясь законам выживания, обучали детей тому, что знали сами. А это, как мы понимаем, совсем немногое: спасаться от диких зверей и других опасностей, искать убежище и трудиться для добывания пропитания, растить потомство. То есть жизнь детей никак не отделялась от жизни взрослых и была подчинена тем же законам, тем же обстоятельствам.

Особый тип мышления первобытного человека, называемый мистическим, способствовал появлению особых ритуалов, обрядов, необходимых, по мнению наших предков, для перехода из одного состояния в другое. Так, например, обязательный обряд инициации существовал для перехода из детства во взрослую жизнь.

Маловероятно, что к ценности жизни ребенка было особое отношение. Это приобретение гораздо более позднего периода развития общества. Известно, что в древней науке очень долго и ошибочно считалось, что ребенок – это лишь уменьшенная копия взрослого человека.

В древнем дохристианском мире считалось, что к 10–12 годам ребенок уже приобретал все необходимые знания и умения (коих было не так уж много), а к своему 13-летию считался совсем взрослым, если, конечно, он смог дожить до этого возраста, избежав серьезных болезней, травм и т. д.

Когда взрослый видит перед собой ребенка, без понимания того как функционирует его организм, как происходит его рост и развитие, то вполне естественно, что у него может возникнуть ложное ощущение, что «ребенок – это маленький я». На самом деле это совсем не так.


В современном мире приобщение ребенка к общественным нормам и правилам поведения, процесс его «вхождения» в жизнь общества называется социализацией.

Она необходима каждому ребенку на первых этапах взросления, чтобы он усвоил все модели поведения, принятые в той культуре, в которой он растет и воспитывается.


Постепенно процесс воспитания в первобытных обществах был упорядочен и более организован из-за необходимости в передаче опыта и традиций от поколения к поколению.

В первобытном обществе основными видами деятельности были земледелие и охота. Однако именно эта деятельность, вероятно, и могла послужить толчком к появлению и разделению общин на специализации. Община охотников занималась охотой, и им, конечно, нужно было научить подрастающих детей тому, что взрослый знал и умел сам.

Так возникла первая проблема семейного воспитания – передать собственные знания и умения своим детям. Эта проблема существует и поныне. Как известно, нельзя вложить свой опыт в чужую голову, но можно показать, как делать, а затем дать попробовать человеку совершить определенные действия самостоятельно, чтобы он получил результат и приобрел собственный опыт.

Страница 3