Семейное право - стр. 1
© И. В. Ляховицкая, составление, 2011
© ООО «Издательство «Сова», 2011
Семейное право: понятие и история развития
Семейным правом принято называть совокупность правовых норм, которые регулируют в обществе как личные, так и связанные с ними имущественные отношения, происходящие из факта брачных отношений, возникающие в результате кровного родства, а также при усыновлении или опеке, когда ребенка принимают в семью на воспитание.
Семейное право регулирует очень деликатную и интимную область взаимоотношений между людьми, нередко оно вторгается в глубоко потаенные семейные и родственные отношения, которые тяжело поддаются правовому урегулированию.
В каждом обществе на каждом историческом этапе его развития существует соответствующее ему законодательство, касающееся брачно-семейных отношений и воспитания детей. Законодательство закрепляет нормы и мораль поведения людей в семье, гарантирует защиту при нарушении их прав.
Современное законодательство России направлено на укрепление семьи и защиту прав всех членов семьи, как взрослых, так и несовершеннолетних. Семейное право опирается на принятый в 1995 г. и постоянно совершенствующийся Семейный кодекс РФ.
По счету (с 1918 г.) это уже четвертый СК, касающийся вопросов семейного права. Первый СК (1918 г.) закреплял юридически вступившие в действие новые нормы морали и семейного поведения, связанные с переходом общества к строительству социализма.
В 1926 г. был принят СК, характерный для складывающегося социалистического общества. В 1967 г. СК закрепил изменения в стране, произошедшие после ВОВ и в результате реформ 1950-60 гг.
Современный СК РФ отразил изменение политического курса страны и отход от ориентации на социалистические ценности. Новый СК РФ ввел понятия, характерные для буржуазного общества (например, заключение брачного договора) и отразил произошедшие в обществе перемены, касающиеся имущественных отношений.
Регулирование семейных отношений с принятием нового СК РФ было приведено в соответствие с Конституцией и другими федеральными законами России, кроме того, оно было скоррелировано также с международными правовыми актами в области прав человека (например с конвенцией ООН о правах ребенка).
Семейное право в Древнерусском государстве
На начальном этапе в период родоплеменных отношений все вопросы семьи и брака регулировались обычаями и запретами, поэтому весьма смутные сведения об устройстве семьи в Древней Руси мы получаем из летописных источников. Известно только, что практиковалось многоженство (достаточно рассмотреть семейные связи первых отечественных князей), существовал обычай кражи невесты и выплаты за нее выкупа.
Такие правовые обычаи сохранялись достаточно долго, даже после принятия христианства в 988 г. С появлением начал государственности правовые отношения жителей Руси стало регулировать княжеское право, кодифицированное впоследствии в Правде Ярослава и Правде Ярославичей.
Некоторые типы отношений княжеское право не регулировало, эти отношения регулировались церковными властями, но князь принимал участие в разработке церковных законов, относящихся к мирскому населению. Брачно-семейное право с принятием христианства стало вводить новые для народа понятия: моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи.
На Руси утвердилось византийское (каноническое) церковное право. В обиход вошел Номоканон – византийский сборник новелл семейного права, положения которого легли в основу Церковного устава Ярослава.
По Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством. Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14–15 лет для мужчины и 12–13 лет для женщины).
Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери.