Семейная реликвия - стр. 4
– Ну, чего молчишь? Отвечай, – строго сказала тетенька Александра.
Лизонька встрепенулась и спокойно сказала:
– Елизаветой, Константин Егорович.
Маковский поднял косматые седеющие брови.
– Ишь ты! И имя мое запомнила!
Удивляется, как будто она умом недоразвитая.
Лизонька выпрямилась.
– Я не только имя знаю, но и работы ваши видела. На выставке.
– Да ну? – повеселел Маковский. – И какая же тебе больше других понравилась?
– «Боярышня», – не задумываясь, ответила она.
– Хороша, правда?
– Очень хороша. А костюм и украшения так тонко выписаны, что лучше и не сделать. Сразу видно, что вы в этом деле знаток. Я про русский костюм говорю.
За столом образовалась такая тишина, что стали слышны перекрикивания воробьев за окном.
Лизонька поняла: родственники пребывают в состоянии крайнего недоумения – вряд ли они догадывались, будто она говорить умеет, – и решила не смотреть на их лица, чтобы не хлопнуться в обморок от смущения. Когда еще ей выпадет побеседовать с великим человеком!
– Тут я с тобой согласен, – кивнул Константин Егорович. – А знаешь ли, почему я столь точен? Уж почитай лет двадцать коллекционирую предметы старины.
– Как это, должно быть, интересно! – искренне восхитилась Лизонька.
– А вот заходи ко мне вместе с дядюшкой и своими глазами увидишь. Приведешь девочку, Ефим Михайлович?
Дядюшка только крякнул.
Вот так бедная Лизонька попала в дом знаменитого художника, где он не только показал ей коллекцию, как говорил, «красивой старины», но и совершенно неожиданно предложил стать моделью для новой картины.
Перепугавшись, она торопливо отказалась, но Маковский был настойчив:
– У меня великосветские дамы по году в очереди стоят. Мечтают запечатлеться. А тебе я сам предлагаю.
– Почему? Я ведь не гожусь. Тут красота нужна, – пролепетала Лизонька.
Маковский развернул ее к себе лицом.
– А ты, выходит, считаешь, что у тебя ее нет? Красоты, то есть?
– Ну…
– Ладно. Считай, что решила рискнуть. А с твоими родственниками я сам договорюсь. Вы ведь возражать не будете, Ефим Михайлович?
Дядюшке ничего не оставалось, как крякнуть во второй раз.
Две недели после первой встречи она исправно являлась, чтобы позировать Маковскому, и это само по себе тянуло на волшебную сказку. Тем паче что жена Константина Егоровича нарядила ее в сарафан, сверху накинула душегрею на меху, на шею привесила ожерелье, а на голову надела невообразимой красоты кокошник.
– Этот кокошник, – поведала ей Мария Алексеевна, – принадлежал любимой сестре царя Петра Наталье Алексеевне. А она была до красивых вещей весьма охоча. Видишь, каким дивным жемчугом вышит? Не речной, настоящий. А камни? Это подлинные рубины и изумруды.