Размер шрифта
-
+

Семь смертных грехов. Наказание и покаяние - стр. 20

Как считает преподобный Кассиан Римлянин, в природе есть два разных вида гордости: первый поражает людей, живущих высокой духовной жизнью, а другой одолевает людей плотских и новоначальных. И хотя гордость в любом виде производит пагубное возношение человека пред Богом и людьми, первый ее вид напрямую восстает против Бога, а второй касается в основном только людей. Кроме того, по утверждению Святых Отцов, любой вольно согрешающий не смиренен, так как ставит собственную волю выше воли Господа.

Как уже говорилось, гордыня зарождается в самоуверенности с превозношением всего того, что «мое», и отвержением того, что «не мое». Этот грех, как никакой другой, является прекрасной почвой для лицемерия и лжи, а также для такихчувств, как гнев, раздражение, вражда, жестокость и связанные с ней преступления. Гордость – это отвержение Божьей помощи, несмотря на то что именно гордый особенно нуждается в помощи Спасителя, так как его духовный недуг никто, кроме Самого Всевышнего, не может исцелить.

Попробуем подробнее проследить путь развития и симптомы этой «болезни». Если, к примеру, тщеславный человек принял участие в каком-то мероприятии, он изо всех сил старается показать свое превосходство перед другими людьми. И великое счастье для тщеславного, если какие-то внешние причины заставляют его переключиться на другого человека (на семью, невесту, друга) или если его начнут одолевать жизненные невзгоды. Хорошо также если он наладит контакт с религиозными людьми, и это повлечет его по пути веры. Тогда он, прельщенный красотой добродетелей, осознает собственную духовную нищету и захочет благодатной помощи.

Если же такого не случится, тщеславие получит дальнейшее развитие и породит в человеке страсть повелевать и поучать. Он будет посягать на чужую волю, распоряжаться чужими временем, вниманием, силами и станет неуступчивым и напористым. Для него на первом месте будет стоять только его дело, а дела окружающих его людей будут казаться ему пустяками. Он будет хвататься за все и вмешиваться в чужую работу.

Преподобный Ефрем Сирин

«Еще не успел я начать подвигов благочестия, а уже заразился тщеславием. Еще не успел вступить в преддверие, а уже мечтаю о внутреннем святилище. Еще не положил начатков жизни богоугодной, а уже ближних моих обличаю. Еще не узнал, что есть истина, а хочу быть наставником других. Душа моя! Все даровал тебе Господь – смысл, разум, ведение, рассуждение, познай же полезное для тебя. Как мечтаешь ты сообщать свет другим, когда ты сама погружена еще во тьму? Врачуй прежде самое себя, а если не можешь, то оплакивай слепоту свою.

Страница 20