Семь смертных грехов. Наказание и покаяние - стр. 10
О последствиях грехопадения Адама писал апостол Павел: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5 : 12). Однако слова апостола могут быть поняты двояко, так как греческий оригинал текста можно перевести по-разному: «ef ho pantes hemarton» можно истолковать и как «потому что в нем все согрешили» и как «в котором все согрешили», то есть все люди согрешили в лице Адама.
Блаженный Августин
«Спасается лишь тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь».
Если принять первый перевод, то каждый человек несет ответ только за свои личные грехи, но не за преступление Адама. В этом случае наш праотец является только прототипом всех грешников, каждый из которых, повторив грех Адама, несет ответственность только за свои грехи. Преподобный Марк Подвижник сформулировал это в следующей фразе: «Когда мы поддаемся воздействию злых помыслов, будем обвинять себя, а не прародительский грех». То есть, согласно подобному толкованию, грех Адама не является причиной общей греховности, так как больше никто из людей в нем не участвовал, поэтому вина за данный грех не должна нас тяготить. Если же перевести греческий оригинал как «в котором все согрешили», то можно говорить о грехе праотца как о грехе, который вменяется в вину всем последующим поколениям, так как в результате его проступка сама человеческая природа была заражена грехом. Поэтому Адамов грех стал наследственным, а наказание за него – всеобщим.
Человеческое естество, по словам святителя Кирилла Александрийского, «заболело грехом», а следовательно, все люди виновны в грехе Адама, так как мы одной с ним природы. О «греховной закваске» и «тайной нечистоте и преизбыточествующей тьме страстей» говорил и святой Макарий Египетский, который считал, что эти пороки вошли в человеческое естество вопреки первозданной чистоте, после чего грех в природе человека укоренился так глубоко, что никто из потомков первого человека не может быть избавлен от предрасположенности к греху.
С позиции рационалистов наказание человечества за Адамов грех является несправедливостью. Многие современные богословы, борющиеся, по меткому выражению Канта, за создание религии «в пределах только разума», отвергают это учение как нелогичное и не согласующееся с разумными доводами. Однако известно, что ни один догмат Церкви не может быть постигнут разумом, а голый рационализм есть религия сверх логики и сверх разума.