Размер шрифта
-
+

Семь смертных грехов, или Психология порока для верующих и неверующих - стр. 42

Высокомерию нет предела. Если не постараться очистить сердце от высокомерия, оно разрастается подобно зерну, брошенному в землю. И подобно дьяволу человек перестает подчиняться даже наказам Всевышнего. Высокомерие является плодом самодовольства. Самодовольство же появляется, когда человек забывает, что его деяния совершаются по воле Аллаха силою, вложенной Всевышним в его тело. Человеку дано право выбирать любое из хороших и плохих деяний, но истинным Создателем человека и его деяний является Аллах. Когда человек начинает считать себя создателем и творцом своих хороших деяний, появляются у него такие непристойные и дурные качества, как самодовольство, высокомерие и т. д.

Одним из проявлений гордости является непринятие того, что говорит другой, даже если он говорит правду. Всевышний Аллах говорит в Коране: “Кто может быть несправедливее того человека, который измышляет клевету на Аллаха и опровергает правду, когда приходит к нему”. Каким большим грехом должно быть опровержение правды, если Аллах перечислил его после измышления клеветы на Себя. Не гордость ли служит поводом для совершения такого греха? Хадис Пророка тоже утверждает, что опровержение правды является плодом гордости. Пророк сказал: “Высокомерие – это опровержение правды, пренебрежение людьми и унижение их”.

Унижение человека тоже является одним из больших грехов. У мусульман друг перед другом нет превосходства ни в чем, кроме богобоязненности. Пусть знает тот, кто пренебрегает людьми, гордясь своим богатством, и тот, кто гордится из-за того, что он чуть больше знает, чем другие, что наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) – наилучший из всех творений Аллаха – был бедным, и хотя ему было дано самое большое знание, он не гордился. Высокомерие, величие – это эпитеты Аллаха. И Всевышний говорит: “Кто бы ни стал оспаривать у Меня эти качества, Я его уничтожу”.

У человека, появляющегося из ничтожной капли, превращающегося в конце концов в землю, а между началом и концом носящего нечистоты, нет оснований для гордости. Обольщение красотой своей природы, если человек забывает о блаженствах (дарах) Аллаха, является глупостью. Такого неблагодарного и гордого человека Аллах не оставит без унижения. О том свидетельствует проклятие Всевышним дьявола, как только у того появилось высокомерие. Мусульманину нельзя походить на проклятого Иблиса, гордившегося своими знаниями, или на фараона, гордившегося богатством. Всевышний Аллах дал человеку возможность подняться даже выше ангела, но если он не воспользуется этой возможностью и будет проявлять дурные качества, то он может опуститься ниже животного. Кто жалеет самого себя, пусть выберет из этих возможностей лучшую».

Страница 42