Семь смертных грехов, или Психология порока для верующих и неверующих - стр. 39
Пятый корень гордыни – самолюбование, которое включает такие качества, как самовлюбленность и самодовольство.
Шестой компонент гордыни – уверенность в себе, своих силах или знаниях. Ключевыми моментами здесь являются чувство собственного достоинства и самоуверенность. Сюда же относится чувство гордости за свои реальные достижения без унижения других людей. Последний компонент можно обозначить как «гордость достигнутым».
Итак, начнем исследование гордыни с первой группы качеств, отражающих жажду власти и открытое презрение к людям, занимающим более низкое социальное положение. С точки зрения авторов толкового словаря С. И Ожегова и Н. Ю. Шведовой, базовым понятием здесь является личностное качество «высокомерный».
Высокомерие – гордое и надменное поведение, отношение к кому-нибудь. Высокомерный – презрительно надменный.[36]
Преподобный Ефрем Сирин в своем творении «О смирении и гордости» писал: «Преданный высокомерию делает из себя жилище бесов, а кто облечен в смирение, тот пребывает в Боге». Если обратиться к исходному смыслу данного слова, то видно, что высокомерный человек считает себя выше других – как в переносном, так и в прямом смысле. Именно поэтому раньше цари ставили троны на возвышении и заставляли своих подданных склоняться перед ними ниц, чтобы еще больше увеличить разницу в положении. Эти тенденции имеют корнями далекое прошлое человечества, когда разница в росте означала разницу в силе и мощи, когда большой был владыкой малого. Господин, царь, хозяин, начальник измеряют себя высокой мерой, а остальных – мелкой. А затем эти чисто физические пропорции переходят в психологическую плоскость, и высокомерному человеку окружающие люди начинают казаться маленькими и незначительными. Отсюда мы можем вывести свое определение этому термину:
Высокомерный человек – тот, кто считает себя выше, значительней, главнее остальных и демонстрирует свое пренебрежительное отношение к окружающим.
Древние греки говорили «удача рождает высокомерие», имея в виду, что человек может приобрести это отрицательное качество, случайно возвысившийся по воле слепой фортуны, и решив при этом, что теперь он любимец богов и может презирать остальных менее удачливых смертных. Но греки недаром представляли судьбу в образе незрячей женщины, так как «слепая фортуна» с одинаковой легкостью могла как возвысить человека, так и ниспровергнуть его вниз. Похожую мысль высказывал средневековый таджикский поэт Камал ад-Дин Бинан, который писал: «Тот, кто пустил в свою натуру ветер высокомерия, поставил свою свечу на сквозняке».