Размер шрифта
-
+

Сексуальность в цивилизации: социогенез сексуальности - стр. 66

Несмотря на первобытный промискуитет, реальность которого сегодня оспаривается многими антропологами, сексуальная жизнь в племени подчинялась иерархическим отношениям. Интенсивное увеличение потомства обеспечивало живучесть племен, но удовлетворялся половой инстинкт только в пределах своего племени. Эта первая примитивная регламентация полового влечения имелась у всех народов, что подтверждается историей, мифологией, этнографией.

Китайские летописи рассказывают, что «сначала люди ничем не отличались от животных, жили в лесах, женщины принадлежали всем мужчинам». В индийском эпосе «Махабхарата» говорится, что некогда «женщины были свободны и блуждали повсюду, по своему желанию, в полной независимости». Если они в своем невежестве покидали мужчин, им это не ставилось в вину. По Геродоту, агафиты – соседи скифов – «со своими женами живут сообща и потому они все братья, у массогетов женщины – общее достояние».

С течением времени половое чувство все более индивидуализировалось. Несмотря на то, что в массе женщины оставались объектом удовлетворения полового инстинкта мужчин, в межполовом общении появилась двухсторонняя избирательно-оценочная тенденция, предлагавшая, правда, известную вариативность выбора. Иными словами выбор женщиной партнера существовал всегда, причем союз между людьми образовывался не только по зову природы, но и определялся социальным выбором. В осмыслении этого явления каждый опирался не только на традиционные взгляды, обряды, мифы, но и на личный опыт, горечь и счастье, память о своих чувствах. Название для этого нового влечения было придумано гораздо позже. Причем, разные народы определяли его по-своему.

Эросом назвали его народы, вышедшие на дорогу цивилизации ранее греков – египтяне, шумеры, аккады. Из немногих уцелевших литературных источников того времени (осталось 50 стихов и фрагментов из любовной лирики Древнего Египта) известно имя богини Иштар (Иннин) – покровительницы любви и распри, вожделения и войны. В шумеро-аккадском пантеоне богов культ ее возник тогда, когда любовь еще не осознавали как отдельное чувство.

История донесла до наших веков «Эпос о Гильгамеше», где богине Иштар нужна только телесная близость. Она еще не любит, а только вожделеет. Поэтому она вероломно отделывается от своего супруга Таммуза, отправляя его в преисподнюю, делает волком пастуха, а садовника, отказавшего ей в любви, превращает в паука.

За тысячу лет до «Иллиады», а именно тогда появилась поэма о Гильгамеше, акт размножения был священен: людям казалось, что от него зависит не только плодородие семьи, но и каким-то образом благосостояние страны. Вождь-правитель, олицетворявший общину перед лицом бога, гордился не только своим богатством, отвагой и мудростью, но и своей мужской силой.

Страница 66