Секс в армии. Сексуальная культура военнослужащих - стр. 9
В-третьих, до сегодняшнего дня многие российские авторы публикаций медико-биологического характера под термином «пол» понимают совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, обеспечивающих половое размножение организмов (или, в широком смысле, комплекс репродуктивных, соматических и социальных характеристик, определяющих индивида как мужской или женский организм).
В-четвертых, обилие переводной литературы (преимущественно англо-американской), где английское слово «sexual» иначе как «половой» не переводится, привело к тому, что термины «половой» и «сексуальный» ассоциируются как синонимы.
При всём при этом не у всех специалистов и не во всех областях знаний существует однозначное отношение как к разграничению понятий, к подмене одного другим. Чаще всего сексом называют совокупность телесных, психологических и социальных процессов и отношений, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение (либидо)5. А под сексуальностью понимается характеристика сексуального влечения, сексуальных реакций, сексуальной активности6.
Последнее определение кажется несколько аморфным, но для характеристики понятия сексуальной культуры вполне достаточным при институциональном анализе явления. Поэтому под «сексуальным», как характеристикой изучаемого понятия, в данном случае понимается совокупность соматических, психологических, социальных и иных процессов и отношений, в основе которых лежит половое влечение (либидо) и посредством которых оно удовлетворяется.
Из всего многообразия подходов к такому широкому явлению, как культура, которую рассматривают и как совокупность созданных людьми материальных и духовных ценностей, и как качество человека, общества в целом, и как традиции, и как социальное наследие, и как характер человеческой деятельности, и как духовное состояние общества, и как способность к познанию и передаче опыта, умение любить, автор предпочитает деятельностную концепцию, которая получила свое обоснование в работах Э. Маркаряна, М. Кагана, Н. Злобина, Б. Сапунова и др.7
Данная концепция культуры исходит из понимания деятельности как определенной активности живых систем (особей), направленной на преодоление их энтропийности и утверждение в окружающем мире. При этом имеется в виду, что человеческая деятельность носит чрезвычайно сложный биосоциальный характер и осуществляется как бы на двух основных уровнях. Первый уровень – биологический, инстинктивный, бессознательный, присущий человеку как всякому живому существу. Это уровень, на котором удовлетворяются его низшие потребности. Второй уровень, исходящий из культурных особенностей человека, направлен на реализацию его познавательных, этических, эстетических побуждений.