Секс в армии. Сексуальная культура военнослужащих - стр. 36
Надо заметить, что военное духовенство не всегда являлось примером в соблюдении религиозных предписаний. В пост некоторые священники до того умерщвляли свое тело, что даже больные «не принимают лекарств; но как только кончился пост, они погружаются во всякого рода распутство, причем более на гуляк, чем на монахов, похожи; пьяные шалят на улицах и, лишившись всякого стыда, нередко предаются там же сладострастию»32.
Военнослужащие русской армии обязаны были венчаться у священника только своего полка. В случае развода на виновного офицера церковь накладывала взыскание – «всегдашнее безбрачие». Военное духовенство при заключении браков офицеров с девушками, исповедующими иную веру, требовало подписку о том, что «она не будет поносить или склонять через прельщение, угрозы и иным способом супруга в другую веру; что дети будут крещены и воспитаны в православной вере». Иностранец женился на русской женщине только с личного разрешения государя императора. Причем при заключении брака на территории Финляндии, например, мальчики воспитывались в православной вере отца, а девочки – матери33.
О половых проблемах военнослужащих говорить было не принято, и вспоминали о них обычно в случаях распространения венерических заболеваний, так как зараженными часто являлись солдаты и матросы, прибывавшие на побывку и квартировавшие по деревням. Нижние воинские чины, расположенные по деревням на зимних квартирах, по закону должны были быть осматриваемы врачами, но так как «…собрать батальон, расположенный иногда по целому уезду, в одно место в зимнее время очень трудно, а врачам, имеющим занятия при лазаретах, почти невозможно делать частые поездки по ротам, то солдаты, не будучи осматриваемы и скрывая свою болезнь, распространяют в деревнях сифилис»34.
Как и простой народ, они посещали самые худшие дома терпимости или довольствовались теми бездомными, развратными, пьяными женщинами, которых всегда можно было отыскать в кабаках, харчевнях, при фабриках, заводах, в больших артелях и т. п. «Матросские» жрицы любви имели татуировки с военным фрегатом, спасательным кругом и якорем, маяком – картинами морского быта, и с рисунками бессовестно-циничного содержания.
Солдатские жены, дочери и вдовы пополняли ряды проституток, так как были не в силах самостоятельно поднять хозяйство, рассчитаться с долгами (или по иным причинам). Среди зарегистрированных проституток Петербурга в период с 1891 по 1893 год доля солдаток и солдатских дочерей составляла 7,3% – третье место после крестьянок и мещанок35