Размер шрифта
-
+

Секреты резьбы по дереву - стр. 6

Большое влияние на развитие декоративного деревянного декора оказали и корабельщики. Существовала традиция, согласно которой каждый корабль, спущенный на воду, воплощался в модели, которая должна была храниться в Адмиралтействе. Корабельный нос представлял собой скульптурное изображение человеческой фигуры или льва, стоящего на задних лапах. На корме чаще изображали существ, олицетворявших морскую стихию, – Нептуна, сирен в окружение дельфинов, тритонов и пр.

В орнаментах корабельной резьбы преобладали типичные для искусства XVIII в. мотивы – картуши, раковины, гирлянды тюльпанов и пр. Небольшие суда вроде яхт и ботов обычно отделывали декоративной композицией, чаще геральдического содержания. Если суда окрашивали в желтый, черный или зеленый цвета, то резьбу непременно покрывали позолотой. Корабельные резчики творили самостоятельно (в силу удаленности верфей от центра), поэтому их работы по характеру образов и декору отличались близостью к народному творчеству, о чем свидетельствуют лаконичность форм, контрастные сочетания и сама техника выполнения в дереве, которой не предшествовало изготовление моделей, например из воска.

Из истории резьбы XIX–XX вв

В XIX–XX вв. существующие разновидности резьбы по дереву получают свое название по местности, – богородская скульптура и игрушка, абрамцево-кудринская резьба, хотьковский промысел, резьба Нижегородской и Вятской губерний и т. д.

Село Богородское входило во владения Троице-Сергиевой лавры, где еще в XV–XVI вв. были развиты разнообразные ремесла, в том числе и резьба по дереву. Ранние произведения богородских мастеров (куклы, многофигурные композиции, миниатюры и пр.), которые представлены в коллекциях разных музеев, датируются концом XVIII – началом XIX в. Для сюжетов разрабатывалась особая композиция, максимально выразительная и экономная в плане трудозатрат; детали скрупулезно отбирались, преобладала техника резьбы фигур, начинающаяся с обработки заготовки и завершающаяся финишной отделкой. В материале это выглядело следующим образом: резчик тщательно подбирал древесину, которая выразительно «ложилась» на композицию; выполнял зарубку (первичную обработку заготовки, заключающуюся в обтесывании граней), в ходе которой намечалось расположение фигур, их пропорции; снимал стамеской все лишнее и конкретизировал детали.

Окончательная отделка осуществлялась богородским ножом, следы которого (как и стамески) сохранялись на изделии, подчеркивая виртуозность мастера и выразительность работы. Еще одна характерная деталь богородской игрушки – антропоморфизм (перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы либо животных)

Страница 6