Седьмое доказательство - стр. 4
Vita brevis3
Как быстро всё исчезает: самые тела в мире, память о них в вечности!
Марк Аврелий
Не только человек, но и любое живое существо имеет свою, вполне определённую видовую продолжительность жизни.
Наступает осень, зелёная трава становится бурой и жёсткой, листья на деревьях приобретают красный или жёлтый цвет – это разрушается содержащийся в них хлорофилл – а затем опадают, устилая землю и наполняя воздух запахом тления.
«Не видел ли ты, – говорит Коран, – как Бог низводит с неба воду и проводит её источниками по земле? Ею Он взращивает травы разновидные по своим цветам; после того заставляет их увядать, и ты видишь их пожелтевшими, а потом делает их сухими стеблями. Истинно, в этом есть поучительное для людей, обладающих рассудительностью» (К. 39:22).
Некоторые деревья живут долго. Когда спилили одну калифорнийскую секвойю, на пне насчитали около 3500 годовых колец. Дерево прожило 35 столетий и достигло 150 метров высоты. Но и такие долгожители обречены на гибель. Свидетель тому – каменный уголь, используемый нами как топливо. Уголь – не что иное, как окаменевшие остатки древних деревьев.
Некоторые растения и животные гибнут в природных катаклизмах, становятся чьей-нибудь пищей, но даже в самых идеальных условиях они не могут преодолеть порога видовой продолжительности жизни: каждому живому существу установлен свой предел долголетия, своя судьба.
Древние греки представляли силы, определяющие продолжительность жизни, в виде трёх суровых старух, называемых Мойрами (от греч. μοϊρα, «участь, доля»), которые прядут нити судьбы и в нужный момент их обрезают. Гомер называет их имена: одна зовётся Лахезис (греч. Λάχεσις, «дающая жребий»), у неё в руках мерка или весы – она назначает жребий ещё до рождения человека и следит за его исполнением; вторая – Клото (греч. Κλωθώ, «пряха»), с веретеном в руке, прядущая нить жизни; а третья – Атропос (греч. Ἄτροπος, «неотвратимая») – неумолимая, неотвратимая участь (смерть), в руках у неё книга судеб и ножницы, которыми она перерезает нить жизни, следя, чтобы она не превышала положенного срока. Об этих трёх Мойрах упоминал и Платон в «Республике», называя их дочерьми богини Ананке («необходимости»). У римлян греческим Мойрам соответствовали Парки.
Современная наука объясняет существование пределов жизни явлением программируемого клеточного самоубийства, получившим название «апоптоз». Этот термин впервые появился в работе Дж. Керра и его коллег, опубликованной в 1972 году в British Journal of Cancer.
Термин «апоптоз» происходит от греческого απόπτωσις – «опадание листьев». В отличие от «некроза» – несовместимого с жизнью повреждения клеток внешними агентами или неадекватными условиями среды, «апоптоз» внутренне, генетически предопределён, и является чётко регулируемым процессом умирания клетки.