Сдвинутый светильник. Переосмысление ключевых евангельских событий - стр. 18
…Хотя он и сын, однако страданиями навы́к [то есть научился] послушанию,
И, совершившись [то есть достигнув совершенства], сделался для всех послушных ему виновником спасения вечного… (Евр. 5, 8–9)
Здесь тоже говорится о постепенном духовном развитии и восхождении Иисуса.
Далее ангел Гавриил описывает грядущее царствование Мессии:
…И даст ему Господь Бог престол Давида, отца его… (Лук. 1, 32)
Тут, очевидно, речь идет о предсказании пророка Нафана царю Давиду:
…Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его.
Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки. (II Цар. 7, 12–13)
Мы уже упоминали о том, что полностью к правлению Соломона это пророчество отнести невозможно: Соломон царствовал временно, а описываемый Нафаном грядущий царь будет править вечно. Именно об этом и возвещает Гавриил Марии:
…И будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству его не будет конца. (Лук. 1, 33)
Однако же прообразное сходство между царем Соломоном и грядущим Мессией, несомненно, содержится в пророчестве Нафана. В числе прочего, это сходство выражается в построении Храма:
Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки. (II Цар. 7, 13)
Если Соломон построил Храм буквальный, земной, то Мессии предстоит основать Храм духовный, возведенный из душ его последователей – как из «живых камней»:
…И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. (I Петр. 2, 5)
…Однако вернемся к благовещению. Мы сказали, что исполнение пророчества Нафана должно было осуществиться в появлении и деятельности прямого потомка Давида по мужской линии – Мессии:
…И даст ему Господь Бог престол Давида, отца его… (Лук. 1, 32)
Выслушав объяснение, почему именно она превзойдет славой всех женщин мира,
Мария же сказала ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю? (Лук. 1, 34)
В каком смысле Мария «не знает мужа»?
Отметим, что Мария не утверждает, будто она и в будущем «не познает» мужа. Она говорит исключительно в настоящем времени: «мужа не знаю».
Ангел сказал ей в ответ: Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое святое наречется сыном Божиим. (Лук. 1, 35)
Это напоминает слова об освящении как души самого пророка, так и чрева его матери, обращенные Богом к Иеремии:
…Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. (Иер. 1, 5)
Надо думать, что и Павел, говоря