Счастье нашего времени - стр. 2
Я сам отнес бы эту книгу к жанру философско-рационализаторской психологии. В то же время не совсем правильно будет относить ее и к разряду глубоко философских. В этой книге всё предельно конкретно и практично. Многие философские книги слишком далеко уходят в абстрактные понятия, здесь же речь идет не о первичности материи или тонкостях диалектики, но о том, что ежедневно находится перед глазами, – о нашей жизни, о наших стремлениях, о человеческой природе. Современный человек стремится рационализировать каждую сферу своей жизни. Эта книга также подчинена этой идее.
Местами книга имеет исповедальный характер. В ней, да простит меня читатель, я буду часто обращаться к своему личному опыту. Такая склонность к излишней саморефлексии вызвана не страстью к самолюбованию, но тем, что личный опыт – это самый ценный опыт. Вы скажете: «Не стоит судить по себе»? Позвольте вам возразить. Вы сами – это наиболее честный источник информации о желаниях и мотивах окружающих. Если вас мучает какое-либо желание и вы тщательно скрываете его, значит, то же происходит и с другими. Проницательному уму при чтении этой книги будет нетрудно разглядеть психологическую спектрограмму ее автора со всеми ее изъянами. Пускай. Возраст, когда стесняешься правды, пройден. Собственная жизнь и прошлое уже больше интересны мне в качестве подопытных, нежели как живописные полотна. Познание – вещь много более увлекательная. Открывать неказистую правду о себе бывает гораздо интереснее и полезнее, чем дрожать над своим иллюзорным имиджем. И чего уж там! Жизнь не такое долгое театральное представление, чтобы разыгрывать из нее восторженную оду.
Представьте, что жизнь ваша пролетит очень быстро, и вы этого даже не заметите. Уходя из жизни, что вы выберете перед самым ее концом? Узнать всю объективную правду о себе (пусть и неприглядную) при условии, что о ней узнают все, или оставить о себе благопристойное впечатление, но так и остаться слепым? Я бы выбрал – понять и познать всё до самого исчерпания.
Мне несколько раз пришлось перерабатывать целиком всю эту книгу, менять ее структуру и логику. Не раз я говорил себе: «Нет. Всё не то». Вначале я обнаружил, что в книге нет единой логической последовательной линии. Потом – что содержание ее смахивает на сладкий сироп. Тогда я решил «радикализировать» книгу, называя вещи своими именами. Мне приходилось стараться писать «на острие» своего сознания, так как написанное всего полгода назад порою становилось для меня самого примитивным и банальным.
Эта книга не подчинена строгому формату и нацелена прежде всего на то, чтобы развлечь вас. Я стремился к тому, чтобы книга имела эстетическую ценность. По возможности старался избегать тех банальностей и расхожих, избитых поучений, к которым прибегают в любых ситуациях и что не оставляют после себя никакого послевкусия.