Размер шрифта
-
+

Счастье нашего времени - стр. 13

Да много ли человеку нужно для счастья? Можно придумать массу таких незатейливых мелочей (стильные кроссовки, качественная еда, пробуждение с первым лучом солнца, порядок и чистота) и насытить ими жизнь, вместо того чтобы ждать и ныть: «Когда же ко мне заглянет уже это долгожданное счастье…»

Задумывались ли вы когда-нибудь серьезно над тем, что делает вас счастливым? Что, если ваша ошибка, прежде всего, в том, что вы совсем не размышляете на тему счастья? Чем занята ваша голова, кроме текущих проблем?

Существует два типа счастья:



Примеры «универсального» счастья – семья, дети, любовь, успех. Однажды я провел среди своих друзей мини-опрос. Я спрашивал у каждого: «Счастлив ли ты? Оцени уровень того, насколько ты счастлив, по 10-балльной шкале, где 10 – это абсолютное счастье». Трое из моих друзей, на удивление, оценили свой уровень счастья на 9 из 10. В чем был секрет их счастья? Ответ: каждый из них имел крепкую семью и детей. У двух из трех моих друзей на тот момент было по двое детей, у третьего друга – трое детей. Когда я задавал им вопросы, я внимательно всматривался в их лица, но им не было смысла лукавить. Это были мои самые близкие друзья, которые могли одинаково честно рассказать мне как о своих успехах, так и о своих провалах. Словом, они не врали. Они действительно так чувствовали.


Без «универсального» счастья обойтись невозможно.

Каждому человеку нужна семья. Так задумано природой и Богом. Когда кто-то говорит: «Я не женюсь/не хочу замуж, мне не нужны семья и дети. Я обойдусь без них», вряд ли стоит воспринимать такие слова всерьез. Такой человек не ведает, что говорит. Можно долго отрицать в себе человеческую природу, но рано или поздно она возьмет свое. Того, кто так и не создал семью, остается только жалеть. Если человек в конце жизни остается один, без детей, это жалкий и печальный конец. Правда в том, что без семьи, без любимого человека рядом у индивида в зрелом и пожилом возрасте начинается тотальная деградация.

Отрицание в себе того, что заложено природой, может привести впоследствии к печальному жизненному раскладу. Типичный литературный пример – Базаров из «Отцов и детей». Нигилист отрицает любовь, называя ее белибердой и непростительной дурью: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения… Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество». Однако жизнь показывает несостоятельность его взглядов. Увидев Одинцову, он поначалу произносит: «Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр», а потом влюбляется. Чувства оказываются сильнее, и он мучается от любви. Базаров мечтает о величии, рассуждает о пользе дела, но впоследствии умирает из-за нелепости, а его друг попроще характером, Аркадий Кирсанов, обзаводится семьей и живет себе вполне счастливой жизнью. Роман заканчивается описанием того, как на могиле Базарова плачут его состарившиеся родители. Поневоле возникает вопрос: «И стоило ли оно того?» Другой пример – Артур Шопенгауэр, всю жизнь бредивший своим будущим величием, но так и не создавший семьи (собственно, поэтому его философия и носит слегка озлобленный характер).

Страница 13