Сборник основ. Том I - стр. 65
Но, думаю, теперь вы знаете ответ на этот вопрос. Ведь, для того чтобы осуществить гуманное действие не обязательно осознавать гуманность.
Например, экологическая система не осознаёт, что она совершает гуманное действие, а она его совершает, так как помогает всей цивилизации осуществлять свою жизнедеятельность. Живой организм, который осознаёт гуманность, способен помогать любым другим живым организмам, а также неживой материи совершенно не преследуя при этом личные интересы.
Гуманность несовместима с так называемой философией рационализма и может проявляться только по отношению ко всему, а не к отдельным компонентам физической реальности.
Философия рационализма предполагает избирательное гуманное отношение к определённым группам живых организмам или элементам физической реальности в целях личной выгоды или общественной выгоды. Например, национализм является частным случаем проявления философии рационализма, также как и биоцентризм.
Для тех, кто не знает, что это такое, скажу, что национализм, это когда одну нацию считают важнее другой, и жизнь другой нации не ценят, а биоцентризм, это когда одни виды биологических организмов считают важнее других, и жизнь других биологических организмов не ценят.
В частности, например человеческое общество, сейчас подвержено биоцентризму, так как не ценит жизнь других живых организмов и использует их в собственных интересах. При рационализме, живой организм совершает гуманные действия избирательно и только для личной выгоды, а при гуманности живой организм способен совершать гуманные действия по отношению ко всему и даже в том случае, если это нерационально.
Гуманность основана на любви ко всей физической реальности и не может быть связано с рациональностью. Живой организм, который осознаёт гуманность, заботится о жизни других живых организмов и всей физической реальности совершенно бескорыстно. В частности, живой организм, который осознаёт гуманность, заботится о своей экологической системе не потому, что она обеспечивает его условиями для жизнедеятельности, а просто из-за любви к ней. Несмотря на то, что гуманность является чисто бескорыстным качеством сознания живого организма, она имеет и целесообразные мотивы.
К ним, можно отнести эффективность развития гуманного общества по сравнению с тем обществом, которое не осознаёт гуманность.
Кроме того, к ним можно отнести наличие в гуманном обществе постоянной безопасности жизнедеятельности для любого живого организма.
Осознание гуманности происходит по мере накопления знаний и понимания того, что не относится к своей жизнедеятельности. Живой организм, который осознаёт гуманность, совершает действия не только для себя, но и для других, не преследуя при этом личные интересы, а его личные интересы никогда при этом не противоречат гуманности.