Размер шрифта
-
+

Сарканд моя родина - стр. 4

Жители нашего района знают и ценят своё историческое прошлое. Койлыком назван посёлок на месте которого располагался город. В местной школе создан музей, в котором центральное место занимают находки, найденные на месте раскоп


Здесь был средневековый город Койлык


На археологических раскопках Койлыка.


Последними в наши края прикочевали племена найманов, которые ушли из Сибири после захвата там власти Чингис-ханом. Правитель найманов хан Кучлук, обосновался в Койлыке и попытался обратить местное население в христианство, чем заслужил всеобщее недовольство. Когда пришли монголы, местные жители добровольно открыли городские ворота.


В краеведческом музее Койлыкской средней школы


Последующие 200 лет с XIII по XV века Жетысу находилось под властью монгольских ханов, во владениях третьего сына Чингис-хана Чагатая, а затем его потомка хана Тоглук-Тимура. После его смерти Семиречье до середины XVI века входили в государство Могулистан, после чего перешли во владения вновь образованного Казахского ханства. Когда в начале XVII века Казахское ханство разделилось на три территориально-хозяйственные единицы, получившие название жузы, Жетысу отошло к Старшему жузу.

Город Койлык к этому времени пришёл в упадок, был заброшен и занесён песком. Причин было несколько. С открытием европейцами морского пути в Индию и Китай, Великий шёлковый путь потерял своё значение. Караваны перестали возить товары в Европу сухопутными маршрутами. Слишком далеко, долго и опасно. Кочевники же со своим натуральным хозяйством покупали и потребляли мало товаров. Господствующей формой хозяйства здесь стало скотоводство, которое побудило вести кочевой и полукочевой образ жизни. А он в свою очередь заставил перейти из капитальных домов в юрты, уменьшить до минимума домашнее имущество, сделать его лёгким, универсальным, перевозимым, чтобы кочевать. Взамен удобств осёдлой жизни кочевник получал быстрое увеличение богатств в виде скота. Скот сам плодился, находил себе корм, спасался от холода и не требовал тяжёлого физического труда для своего содержания. Нужно было только умело его пасти и защищать от хищников и грабителей. Слабым местом кочевников были вечная борьба между родами за хорошие пастбища и разобщённость по большой территории, что делало их уязвимыми для захватчиков..

С середины XVII века Жетысу стало подвергаться регулярным нападениям со стороны племён джунгар, которые в 1635 году на Алтае создали своё государство. Для них было соблазнительно нападать на отдельные роды казахов, забирать скот и угонять людей в рабство. Пока казахами управляли сильные ханы вроде Есима, Джангира, джунгарам давали отпор. Однако с гибелью хана Джангира в 1652 году в степи на 30 лет установилось безвластие и джунгары творили, что хотели.

Страница 4