Размер шрифта
-
+

Самураи ведут переговоры - стр. 3

Кто, Что, Когда и Где».

Глава 2.

Теория вопроса.

Стоят два мужика на улице, беседуют. Один спрашивает другого:

– Слушай, объясни, а что такое логика?

– Вот видишь, два мужика мимо бани идут: чистый и грязный?

– Ну?

– Как думаешь, какой в баню зайдет, а какой пройдет мимо?

– Ну-у, чистый…

– Не-а, грязный. Чистый и так моется часто, а вот грязному помыться не помешает. Вот это-то и есть логика.

Через некоторое время мужик опять спрашивает:

– Слушай, объясни, а что такое диалектика?

– Вот видишь, два мужика мимо бани идут: чистый и грязный?

– Ну?

– Как думаешь, какой в баню зайдет, а какой пройдет мимо?

– Грязный…

– Не-а, чистый. По нему же видно, что он в баню регулярно ходит. А грязный туда давно дорогу позабыл. Вот это-то и есть диалектика.

И снова мужик другого спрашивает:

– Слушай, а что такое философия?

– Вот видишь, два мужика мимо бани идут: чистый и грязный?

– Ну?

– Как думаешь, кто в баню зайдет, а кто пройдет мимо?

– Знаешь, что-то я совсем запутался…

– А вот это-то и есть философия!

«Вопросоведение», которым мы собираемся заняться в этой книге, имеет солидную теоретическую основу. В конце концов, любую проблему можно сформулировать в виде вопроса. Кто найдет ответ – найдет и решение. Но какими бывают вопросы?

Вопрос – понятие категориальное. То есть, в основе любого вопроса лежит та или иная философская категория:

• Категория необходимости: «Надо ли мне ее любить?»

• Категория достаточности: «Достаточно ли будет подарить ей этот букет цветов? Или этого будет слишком мало? Или, наоборот, слишком много?»

• Категория возможности: «Правомерно ли мне ее любить? Возможно ли мне рассчитывать на взаимность?».

• Категория единственности: «Нет ли у меня других возможностей? Это единственная?».


Продолжать список можно до бесконечности. Но важно помнить, что вопросы используются не только для выявления, но и для решения проблем. Отсюда следует специальный порядок вопросов. Не зная «что» именно произошло, мы не можем ответить «почему».

Еще Аристотель писал: «Для решения проблем следует выбирать расчленение или деление, а выбирать следует так, чтобы в основу положить общий всем род. Например, если предмет рассмотрения – живые существа, то нужно исследовать, какие свойства присущи каждому живому существу. После того, как эти свойства установлены, нужно, далее, найти, какие свойства сопутствуют первому из остальных».

Однако древнего определения Аристотеля недостаточно. Современные исследователи уверяют, что любой вопрос тесно связан с ответом – и исследуя структуру вопроса, мы исследуем и его взаимосвязь с ответом. Одни ученые считают вопрос «императивом» – неким «требованием», нацеленным на получение более полной и определенной информации.

Страница 3