Самоучитель по толкованию снов - стр. 26
Представьте ученика художественной школы, который изучает строение человека и отражает его на листе бумаги. Прежде чем он научится изображать лицо любимой, он сделает сотни набросков людей, не похожих ни на кого.
Источником вдохновения и воображения толкователя снов являются древние мифы и сказания – обобщенные сны человечества.
Юнг предположил, что всем людям свойственны какие-то первосхемы поведения и образа мыслей. Что психика человека генетически несет в себе содержания, присущие всему человечеству. Эти содержания Юнг назвал архетипами.
Таким образом, психическое начало человека, как и строение его тела, своими корнями уходит вглубь веков. И чтобы понять психику человека, его бессознательное, его сновидения, следует обратиться к древне мифологии – этому сосуду «коллективного бессознательного» (понятия, также введенного Юнгом).
Самое большое внимание люди издавна уделяли четырем стихиям – огню, воздуху, воде и земле. Считалось, как отмечала Е. Блаватская, что эти элементы лишь обличья вдохновляющих их духов. Для древних народов это были Боги – независимые и устрашающие, способные разрушать или поощрять. Философы находили, что в стихиях объединены силы слепые и разумные. Современная цивилизация свела сущность стихий к простым химическим элементам, их составляющим. Однако, когда эти стихии-первоэлементы появляются в наших сновидениях, мы меньше всего думаем о таблице Менделеева.
Бессознательное, эта древнейшая часть человека, по-прежнему воспринимает стихии так же, как наши далекие предки, т. е. как проявления духов. Когда гремит гром и полыхает огонь, мы встречаемся с Богом огня – Зевсом или Агни. Перед нами появляется Бог воды Нептун – когда священная река или фонтан поглощает нас. Бог воздуха, проявляющийся в ураганах и бурях (Вайю и Индра). Бог Земли, выражающий себя в землетрясениях (Плутон). Три божества: Огня, Воздуха и Воды были небесными Богами. Но Боги Земли относились к низшему, земному царству (Боги Ян, Плутон, Озирис).
В школьных учебниках до сих пор можно встретить пренебрежительное разъяснение, что религии древних были просто отражением их страхов перед непонятным проявлением стихий. Нет, принципы их верований были более возвышенны. В обожествлении природных сил заключалось умение различать материальное и духовное в силах Природы. Христианство принесло с собой верование в Триединого Бога. Но взаимодействие Божественного и Природного прослеживается и в нем. Можно вспомнить притчу из Евангелия от Луки. Христос с учениками переправлялись в лодке через озеро. Он заснул. А на озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и были они в опасности. Все испугались, видя, что погибают, и разбудили своего наставника, и «Он встав запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина» (гл. VIII, 24).