Размер шрифта
-
+

Самоучитель по психологии - стр. 16

А интроверты сидят себе тихонечко и размышляют. Собственный внутренний мир для них неизмеримо важнее, чем мир внешний. Они, конечно, вовсе не обязательно должны быть совершенными затворниками; но их общение с окружающим миром можно сравнить с краткими вылазками на чужую, незнакомую им территорию. «Домой» (т. е. к самим себе, к маленькой вселенной своих раздумий, чувств, идей и ощущений) интроверты возвращаются с «трофеями» – новыми фактами и впечатлениями. То, что они увидели, услышали или узнали в «большом мире», не интересует их само по себе: важно лишь, каким образом эти новые знания могут быть использованы при построении субъективной реальности интроверта.

Сам Юнг приводит простой пример, который на бытовом уровне иллюстрирует психологические различия между интровертом и экстравертом. Экстраверт, узнав, что на улице похолодало, надевает теплое пальто. Он естественным образом руководствуется объективно данным условием: холодно! Интроверт же, восприняв информацию извне (т. е. сообщение о том, какова погода на улице), обращается к своему внутреннему миру, обнаруживает там субъективное убеждение в том, что закаливание полезно для организма, – и выходит из дома в легком плаще. Чувствуете разницу?

Доказывая существование этих базовых типов личности, К. Г. Юнг в своих работах прежде всего подчеркивает, что наличие двух противоположных типов можно без труда обнаружить во все времена, в любой культуре: его труды изобилуют многочисленными примерами этого разделения, найденными в сочинениях крупнейших мыслителей, философов, писателей и поэтов.

Если вы хотя бы поверхностно знакомы с восточной философией, то наверняка согласитесь, что и в ней присутствует этот принцип: два жизненных начала – Инь и Ян, противоположные и в то же время единые. Ян – свет, тепло, ясность – полюс экстраверсии, Инь – тьма, холод, влажность, скрытность – полюс интроверсии. Оба этих начала существуют в мире на равных правах и обязательно присутствуют в каждом человеке, но в разных пропорциях: где-то доминирует Ян, где-то – Инь.

То же самое относится и к юнговским понятиям экстраверсии и интроверсии. Каждый из нас в зависимости от обстоятельств исходит то из одной, то из другой установки. Любой человек на протяжении всей жизни постоянно соотносит свое субъективное состояние с условиями и требованиями объективного мира. Но нельзя быть попеременно то экстравертом, то интровертом – доминирование экстраверсии/интроверсии может проявляться в поведении то очень ярко, то почти незаметно, и все-таки одна из двух этих установок является преобладающей.

Страница 16