Самоучитель начинающего адвоката - стр. 10
И еще две современные работы, подразумевающие коррупционную составляющую адвокатской деятельности. На первой картине А. Толстова «Адвокат и Фемида» изображен полуобнаженный молодой мужчина, соблазняющий молодую девушку с завязанными глазами и с весами в руках. На второй картине М. Глузберг «Продажный юрист» зафиксирован момент передачи взятки.
Адвокаты довольно часто были объектом карикатуры. Примечателен в этом отношении портрет юриста Д. Арчимбольдо («Юрист»). Отличительная черта его работ в том, что портреты составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг и пр. Лицо юриста он представил в виде продуктов питания (рыба, курица), имея в виду многочисленные подношения клиентов: тело – кипа бумаг, облаченное в дорогую шубу.
Название рисунков Р. Дайтона «Дьявол среди адвокатов» и «Поверенный, достойный дьявола» в комментариях не нуждаются.
На картине В. Моргана «Наставления адвокату» главный герой напоминает преданного пса, послушно выполняющего все прихоти клиента, кажется, что вместо пера в зубах у адвоката кость.
На картине колумбийского художника Ф. Ботеро «Адвокат» (XX в.) главный персонаж не может вызвать ничего, кроме насмешки: сытый и довольный до такой степени, что его костюм вот-вот разойдется по швам.
Непревзойденным мастером карикатуры адвокатской тематики был французский художник-график О. Домье (1808–1879), который хорошо был знаком с судебными порядками своего времени. Еще в юности он служил рассыльным в конторе судебного исполнителя, а позже несколько лет жил напротив Дворца правосудия и часто там бывал. Он создал целую галерею лицемерных и безучастных адвокатов, театрально жестикулирующих, проливающих крокодиловы слезы.
На раскрашенной литографии «Читающий адвокат» изображен увлеченно читающий что-то адвокат, который от удовольствия даже делает «ножкой», выглядывающей из адвокатской мантии. Надпись к литографии гласит: «Мэтр Шапотар читает в юридическом журнале похвалу себе, сочиненную им самим».
На литографии «Адвокаты» изображены поверенные, облачающиеся перед процессом в величественные лиловые мантии и обменивающиеся любезностями с откровенностью, доведенной до цинизма: «Не забудьте возразить мне, а тогда я возражу вам, и нашим клиентам придется оплатить еще две речи!»
На литографии «Защитник» изображена небедная клиентка, которая, по выражению лица, уверена в благополучном исходе дела из-за того, что за такой результат адвокату хорошо заплачено.
На другой литографии О. Домье высмеял стремление адвоката поиграть на публике, которой не видно, а судьи давно пребывают в глубоком сне. Адвокат, уверенный в том, что будет услышан судьями, завершает свое патетическое выступление словами: «… Перед лицом беззакония око правосудия не дремлет».